Главная тема

Контр-Обама

Джо Байден предложил восточноевропейским странам «союз на все времена»

В канун двадцатилетней годовщины падения Берлинской стены состоялось турне американского вице-президента по странам Восточной Европы. Джо Байден уже в который раз играет роль эмиссара, сглаживающего неприятный эффект от «перезагрузочных» инициатив Барака Обамы.

После того как в Вашингтоне отказались от проекта по размещению противоракетного щита в Польше и Чехии, восточноевропейские страны начали обвинять США в «предательстве» и заговорили о втором издании пакта Молотова—Риббентропа. Байдену, который отвечает в команде Обамы за стратегическое планирование, предстояло восстановить доверие к Америке в регионе. Выбор на него пал не случайно. В бытность свою председателем сенатского комитета по внешней политике Байден не раз бывал в Восточной Европе и сумел установить доверительные отношения с элитами. По словам бывшего помощника госсекретаря по европейским делам Дэниэла Гамильтона, «вице-президент пользуется в странах, которые входили когда-то в сферу советского влияния, непререкаемым авторитетом».

 

Кроме того, Байден всегда отличался антироссийскими настроениями. В августе 2008 года он выступил с резкой критикой кампании на Кавказе, обещая Москве «монументальное стратегическое поражение» и угрожая наложить санкции и отменить Олимпийские игры в Сочи. А в недавнем интервью Wall Street Journal вице-президент США предсказал, что «ослабленная Россия вскоре покорится США» и сетовал, что Америка не оказала более активной поддержки экстремистам в Чечне, «упустив шанс создать хаос в мягком подбрюшье» своего соперника.

 

После московского визита Обамы Байдену уже поручали деликатную миссию по восстановлению доверия на постсоветском пространстве. И справился он с ней превосходно, убедив украинскую и грузинскую элиту в том, что «перезагрузка» в отношениях с Россией «не будет происходить за счет связей с Тбилиси и Киевом». Эксперты назвали турне вице-президента «балансовым постскриптумом к российско-американскому саммиту».

 

В Восточной Европе Байден также добился успеха. Перед его визитом настроения в регионе были упаднические: отказ от договоренностей, достигнутых с администрацией Буша, воспринимался как лишнее доказательство того, что страны, совершившие 20 лет назад проамериканские «бархатные» и иные революции, утратили привилегированный статус ближайших союзников Вашингтона. По словам старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям Леса Гелба, «вице-президенту пришлось заделывать трещину в отношениях с восточноевропейскими государствами, исправляя ошибки своего шефа, который должен был провести предварительную работу, подготовив их к новому повороту в противоракетной эпопее».

 

В ходе турне Байден посетил Польшу, Чехию и Румынию. Он сразу дал понять лидерам этих стран, что проект Обамы предполагает не отказ от линии ПРО в Европе, а ее усиление, создание более совершенной и эффективной системы. Более того, он дал гарантии восточноевропейским партнерам, что на их территории к 2018 году будут размещены мобильные ракеты-перехватчики. Когда недоразумения, возникшие по вопросу о ПРО, были улажены, Байден постарался убедить политические элиты в Варшаве, Праге и Бухаресте, что Восточная Европа по-прежнему остается для США одним из приоритетных регионов. Он заявил, что «в Вашингтоне ценят надежных союзников, которые воюют бок о бок с американцами» (все три государства, которые посетил вице-президент, направили свои воинские контингенты в Афганистан и Ирак). Естественно, вспомнил Байден и о событиях 1989 года: «Важно не то, что мы разрушили, а то, что построили». Такая постановка вопроса дала повод для язвительных комментариев в прессе о том, что вице-президент имеет в виду новую стену, отделившую современную Россию от прочей Европы. Пожалуй, особенно красноречив Байден был в Польше. «Стратегические гарантии Варшаве — абсолютны, — заявил он. — Это торжественное обещание относится не только к нынешнему периоду. Мы сохраним наш союз на все времена». Вице-президент США напомнил, что в свое время выступал за принятие Польши в НАТО и всегда отстаивал интересы поляков в Конгрессе. «Я — должник американцев польского происхождения, — объяснил он. — Когда в 1972 году в возрасте 29 лет я впервые баллотировался в сенат США в моем родном штате Делавэр, они помогли мне одержать победу».

 

В целом Байдену удалось доказать партнерам США, что мифическая «перезагрузка» в отношениях с Москвой не изменит подход Вашингтона к Восточной Европе.

Автор: Александр ТЕРЕНТЬЕВ-мл.

Комментарии