Искусство

Смотреть!

БЕЗУМНЫЙ СПЕЦНАЗ

Петь, как мантру: Джордж Клуни, Джефф Бриджес и Эван МакГрегор, парни, уставившиеся на коз, делают нас счастливее с первого взгляда. Во всем остальном мире эта комедия так и называется — «Парни, вперившиеся в коз». В ней горемычные джедаи любовно практикуют эзотерические ритуалы. Джордж Клуни в позе цапли приветствует рассвет и поет хвалы Матери Земле посреди иракской пустыни. Эван МакГрегор, игравший в «Звездных войнах» ОбиВана, теперь Скайуокер, ученик джедая, а Клуни — как раз Оби-Ван Кеноби. Дивный зеленый мастер Йода — сам Джефф Бриджес в хаки. Поправив толстенькую косичку в пояс длиной, он танцует вместе с взводом подопечных солдат к новой концепции войны и мира, вдохновленной Тимоти Лири. Ну и Дарт Вейдер, разумеется, Кевин Спейси, наглядно доказывающий старшим по званию, что ложки нет, потому что вместо нее уже какая-то загогулина. Спейси скручивает столовые приборы силой взгляда. Без тренировок на козах. Вполне возможно, что на свете есть множество вещей веселее союза американской армии и «ньюэйдж», но точно не в этом декабре. Пехотинцы с букетиками, гвардейцы с хипповскими патлами, старшие офицеры, безуспешно пытающиеся пройти сквозь стену, военная база, позавтракавшая омлетом с ЛСД. Венецианский фестиваль, где состоялась премьера фильма, многим аплодировал из гражданской сознательности и по политическим убеждениям, но фильму Гранта Хеслова — животом.

CША, 2009. 90 мин. Режиссер Грант Хеслов. В ролях: Джефф Бриджес, Джордж Клуни, Эван МакГрегор, Кевин Спейси. В прокате с 10 декабря

 

АВАТАР

Второе в этом месяце после «Безумного спецназа» развлечение на тему армия США в гостях у сказки. Действие самого ожидаемого с 2005 года фильма происходит на дикой чужой планете. Для империалистов с земли она сырьевая база, для героев — Пандора, со всеми вытекающими отсюда цинковыми ящиками. Для зрителей, если верить тизеру, а большего пока никому, кроме Спилберга с Содербергом, не показали, это кунсткамера самых фантасмагорических созданий неописуемого разнообразия. Местные воины сигают в пропасть, чтобы взмыть над разноцветными безднами на переливающихся ездовых перепончатокрылых, тех, что красотой и обаянием ближе к изумрудным стрекозам и аэродинамикой — к горным орлам. Горы тут парят, как воздухоплавающие острова системы Миядзаки. Нам обещаны новый мир и новый киноязык, который коллеги Джеймса Кэмерона, создателя «Чужих» и «Титаника», уже назвали революционным. Предположим, что речь идет о технологиях 3D анимации и motion capture в их зрелом периоде перехода от азбуки к Толкиену. Во всяком случае, очевидно, что современный кинематограф, в котором лидирует анимация, тяготеет к жанру изобразительного искусства, реалистически рисующего фантастические миры, а не отдельные спецэффекты. «Аватар», что заметно уже сейчас, технически нарисован безукоризненно, хотя в поэтике, которая не обязательно окажется близкой именно вам. За стеклами прозрачных капсул лаборатории орбитальной станции землян спят гигантские синие эльфы, один из которых станет аватаром безногого морпеха Джейка Салли. Аватар выведен из ДНК человека и планетян Пандоры и станет главным действующим лицом в сюжете «свой среди чужих, чужой среди своих».

 США, 2009. 150 мин. Режиссер: Джеймс Кэмерон. В ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Зои Салдана, Джованни Рибизи. В прокате с 17 декабря

БУБЕН БАРАБАН

 Второй после «Кремня» фильм Алексея Мизгирева, ученика Вадима Абдрашитова, сделан из еще более тяжелой материи. Или антиматерии. Он даже стилистически похож на космическую черную дыру, в которую ухают основополагающие ценности европейской части планеты. И первым туда летит стоицизм, главная доблесть одиноких старых дев, особенно провинциальных библиотекарш, и бесприютных морячков-моралистов. Наталья Негода триумфально вернулась на экран и играет в фильме Катю, такую леди Макбет мценской породы и сорока пяти вполне ягодных лет. Персонаж артистки Негоды сродни пианистке, сыгранной Изабель Юппер в фильме Михаэля Ханеке. Библиотекарша с бритвой приторговывает по поездам ворованными «Анжеликой» и «Повестями Белкина» — характер античный, трагический, вдавленный в мир без обстоятельств, который режиссер Мизгирев последовательно открывает в своем кино, как открывал в прошлом веке «человека без свойств» один австрийский писатель. Негода, порох давней «Маленькой Веры», рванула и тут, в летящем с экрана сгустке лобовой ярости. Правда, отрезанную башку, с которой придется встретиться в одном из эпизодов, хочется швырнуть обратно режиссеру и больно попасть, а вот слова «вы исключены из библиотеки» достойны восхищения и подражания. У Алексея Мизгирева какой-то выдающийся талант сводить густую условность с фотографическим натурализмом, аллегорическую плотность с вполне конкретными фабульными заботами. «Как и «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, «Бубен барабан» не привлек внимания подслеповатого жюри «Кинотавра», зато уподобил комическому Юпитеру думского режиссера Станислава Говорухина, метнувшего в картину пару ветхих молний. На фестивале в Локарно Мизгиреву отдали спецприз жюри и признали его лучшим режиссером.

Россия, 2009. 105 мин. Режиссер Алексей Мизгирев. В ролях: Наталья Негода, Дмитрий Куличков, Сергей Неудачин, Елена Лядова, Любомирас Лауцявичус. В прокате с 10 декабря

  

СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ БОГЕМЫ

  Блистательный выход из подполья «искушенного в любви и в чистом искусстве» независимого режиссера из Санкт-Петербурга Константина Селиверстова. Поставив свой девятый цифровой фильм по мотивам книги Анри Мюрже 1849 года, он, кажется, впервые подкрепил свои легкие, эпатажные, ну чисто кавалерийские наскоки на кинематограф вполне фундаментальным культурным обозом. Хотя фундамент тот самого зыбкого, неприкаянного свойства — богема, пусть и неоднократно расписанная во французской книжке, итальянской опере и финском кинофильме. Письмо-то сугубо романтическое, мазки размашистые, психология мерцающая. Все это пригодилось и Константину Селиверстову, чтобы создать восхитительно чистый в своей архаике и в то же время анархизме лирический артефакт. Так ходили и любили разве только у Чаплина. Так светил пронизывающими огнями в лицо разве что его большой мифический город. Так музыкальные фрагменты классических шлягеров вели от сцены к сцене, от эпизода к эпизоду разве только в крепких, как целлофан на видеокассете, мелодрамах начала и конца прошлого века. Эта «Богема», кстати сказать, не обходится одноименным Джакомо Пуччини, но выгребает из оркестровой ямы Генделя, Мендельсона, Шостаковича и предыдущего Штрауса. В титрах еще значатся Скарлатти, Бизе, Гершвин и слегка отдельный от них Владимир Рекшан с тремя песнями группы «Санкт-Петербург», как тремя камнями на сердце, тремя якорьками в татуировке. Песни северной богемы слегка на мотив Зощенко поют не более молодые мужчины, чем выпивающие финны режиссера Аки Каурисмяки, сохранившего персонажам своей «Жизни богемы» имена парижских прототипов. В фильме Селиверстова, особо благодарного в титрах коллеге Каурисмяки, тоже явлены похождения беззаботного композитора Шенара со скрипичным футляром, фаршированным сосиской и прочим скарбом, безбытного писателя Марселя, вылитого Вуди Аллена, и обреченного на страдания живописца Рудольфа, чья возлюбленная Надя умирает. Такая чистая, трагически безответная обреченность даже заставляет приятелей на мгновение заподозрить, не является ли Рудольф единственным истинным художником в их избранном кружке? Режиссер-любитель, эксплуататор коленки, на которой, так или иначе, он смастерил всю свою специфическую фильмографию, на этот раз зашел к теме фриков, аномалий и бескорыстного идеализма со стороны классики. Оказалось, что расплывчатое и уже почти юмористическое понятие «богема» столь же универсально объемлет их всех, как понятие «менеджмент» простерлось над теми, кто считался «богемой» прежде: художниками, галеристами, артистами...

Россия, 2008. 97 мин. Режиссер Константин Селиверстов. В ролях: Сергей Чернов, Елена Шварева, Евгений Волков, Владимир Тыминский, Николай Палачев. В прокате с 3 декабря

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии