Искусство

Я, бабушка, Илико и Илларион

DVD-издание

До и после этой трагикомедии Тенгизу Абуладзе присуждали каннские призы. В 1956-м — за лучший фильм короткометражного конкурса «Лурджа Магданы», поставленный вместе с Резо Чхеидзе, в 1987-м — за «Покаяние». Большинству он так и запомнился автором этой аллегории беззаконной диктатуры. Кто-то назовет еще «Мольбу» и «Древо желания», поэтически выразительные, эклектичные иносказания. Так же, как и в итальянском кино, славу неореалистов очень скоро затмил фантасмагорический Феллини, так и в киноязыке Абуладзе со временем возобладали условность и экспрессия гротеска. Так что Грузию с Италией роднят не только божественные пейзажи, про которые говорят, что, когда народам раздавали землю, грузинам с итальянцами не хватило, и тогда Господь отдал им из своего.


«Я, бабушка, Илико и Илларион», поставленный по повести Нодара Думбадзе, стал не только последним безыскусным неореалистическим фильмом Абуладзе, но и последним грузинским оттепельным фильмом, легко прошагавшим вместе с бабушкиным внуком Зурико по холмам гурийской деревни военных лет и по рассветному Тбилиси пятидесятых. «Во всей Грузии нет женщины, умеющей проклинать лучше, чем моя бабушка» — это про старушку с черным зонтиком, сердито гоняющую внука-лоботряса по дороге из школы. «У тебя большой нос, но твое сердце еще больше» — это из тоста за Иллариона, горемычного охотника на зайцев. А одноглазый Илико, ехидный старикашка, без долгих предисловий запевает, чуть пропустит стаканчик. Таким и представляется народное грузинское кино, где на пятой минуте выпивают, на шестой запевают, на седьмой бегут за зайцем, а на десятой посыпают голову пеплом, чтобы через минуту разразиться напускными проклятиями, взаимными подначками и великодушными тостами. Вольная камера не замыкается на крупном плане, но вбирает многоголосье сборов на войну: «Я не твой сын, если не привезу тебе голову Гитлера», «Напишу, и ты пиши», «Ты ведь вернешься». Ушли те, кто пели, играли на трубе и барабанах, с ними ушли мир, покой и счастье. Здесь у Абуладзе хватает лирической выспренности, но и она выглядит свидетельством времени, частью его сложной фактуры. Да и парируют ее все те же деды, учиняя едкий разбор размашистой лирики их юного друга Зурикеллы.


Грузия-фильм, 1963. 90 мин.
Режиссер Тенгиз Абуладзе.
В ролях: Зураб Орджоникидзе,
Сесилия Такаишвили, Александр Жоржолиани, Григория Ткабладзе.
Дистрибьютор: RUSCICO

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии