Главная тема

США сносят «крышу мира»

Американский «цивилизационный» проект чреват конфликтом между ядерными державами

Никакого отношения к проекту модернизации Среднего Востока, установлению либеральной демократии в афганском обществе и тому подобной чепухе истинные американские цели не имеют.

Достаточно посмотреть на карту Центральной Азии (постсоветская Средняя Азия, Афганистан, Синдзян-Уйгурский автономный район КНР, северо-западная часть Пакистана, Кашмир), чтобы понять, какие цели преследуют США в Афганистане и — шире — во всем регионе, который из-за горных хребтов Памира и Гиндукуша традиционно именуется «Крышей мира». Убедительным доказательством этому служат тайные переговоры, которые представители американской администрации ведут на протяжении достаточно продолжительного времени с представителями талибов. После ряда серьезных поражений натовской группировки, очевидной неспособности американской военной машины хотя бы только наметить перелом боевых действий в свою пользу и полного провала карзаевского проекта прагматичные американцы на самом последнем этапе переговоров предложили следующее: они предоставляют талибам в управление шесть афганских провинций, где те имеют максимальный военный контроль (по совместительству это важнейшие в стратегическом плане провинции страны); кроме того, они отказываются от обязательного ранее требования устранить политический фактор «муллы Омара». В обмен заокеанские стратеги просят талибов только об одном: не возражать против сохранения на территории Афганистана восьми натовских военных баз, в частности в Кундузе, Герате, Кандагаре, Мазари-шарифе и т.д.


Предложение совершенно немыслимое с точки зрения импорта либерализма и демократии в Афганистан: очевидно, что передача под контроль талибов ключевых регионов страны с Муллой Омаром в качестве брендовой фигуры талибского политического управления полностью перечеркивает цивилизационный американский проект как таковой. Более того, сомнительной становится и версия обязательного сдерживания и в конечном счете уничтожения пресловутой «Аль-Каиды».


Иными словами, главное, что интересует американцев, это сохранение критического количества очагов военного присутствия. Некоторые из тех, что перечислены американцами, кстати, должны располагаться в провинциях, где Запад готов согласиться на легитимизацию талибов!


К настоящему моменту известно, что талибы отвергли эти предложения, заявив, что сами переговоры бессмысленны до тех пор, пока не намечены сроки полного вывода всех иностранных войск с территории Афганистана. Т.е. США терпят поражение в Афганистане не только в военном, но и в политтехнологическом плане.


Одновременно разваливается антиталибская стратегия и в Пакистане. Пуштуны южного Вазиристана не только сдерживают пакистанскую армию, но и переходят в контрнаступление, одновременно проводя успешные диверсионно-террористические операции в глубоком гражданском тылу исламабадского режима.


Регулярные силы не только отступают, но и оставляют талибам значительное количество как бы трофейного оружия. Фактически речь идет о том, что армия саботирует осуществление навязанной американцами задачи разгрома и уничтожения талибов в Вазиристане. Все это происходит на фоне откровенной ненависти пакистанского военного истеблишмента к президенту Зардари и всеобщих проклятий в адрес США, которые выхлестывают на улицы городов в виде непрерывно идущих манифестаций.


Приезд Хилари Клинтон в Пакистан в попытке доказать, что Вашингтон не желает этой стране ничего плохого, привел скорее к обратному результату. Практически все пишущие в пакистанской прессе аналитики и политологи единодушны в том, что США стремятся к подрыву пакистанской государственности, распаду страны и хаосу.


Возвращаясь к изучению политической карты этой части мира, к таким утверждениям можно отнестись серьезно. На самом деле провал пакистанских военных усилий по разгрому Талибана был вполне предсказуем, как и крайне отрицательная реакция всего общества на проект Конгресса США по выделению этой стране многомиллиардной помощи на условиях серьезной редукции ее государственного суверенитета. Госдеп США облает достаточно профессиональными аналитиками, чтобы заранее знать: режим столь резких моральных, политических и военных перегрузок почти неизбежно приведет к коллапсу Пакистана. И тем не менее американцы идут на это, пытаясь выговорить для себя у своих главных противников возможность дальнейшего военного присутствия. Если, как предрекает пакистанская пресса, исламабадский режим рухнет, и в стране начнется гражданская война, то у Соединенных Штатов (и неизбежного в таких случаях «мирового сообщества») появляется «повод» решать явочным порядком судьбу пакистанского ядерного оружия. При этом очевидно, что Индия как великая держава региона с собственным ядерным фактором не может остаться в стороне от развала и хаотизации своего традиционного соперника. Она неизбежно будет вовлечена в режим военных санкций, а, возможно, даже станет их основным исполнителем.


Для Китая это означает, что его главный военный партнер в регионе ликвидирован, а главный противник — Индия — официально принимает участие в ликвидации союзного Пекину ядерного фактора, в создании которого китайцы сыграли главную роль.


Китай фатально не может остаться в стороне от такого развития событий. Это означает неизбежное индокитайское военное столкновение. Уже теперь с имеющимися на руках фактами можно утверждать, что США сделают все, чтобы его подогреть.


Предложение талибам «сохраниться» в качестве политической силы на значительной части Афганистана подразумевает, во-первых, возможности активно воздействовать на военно-политическую обстановку в Синьдзяне, а во-вторых, втянуть в общий конфликт постсоветские республики Центральной Азии.


К сожалению, Россия (вкупе с упомянутыми республиками) дала натовцам право проводки не только гуманитарных, но и военных грузов для поддержки своей группировки в Афганистане. Кроме того, теперь эти грузы могут доставляться не только по воздуху, но и наземным транспортом. Это означает техническую возможность заблаговременного внедрения на транзитную территорию подразделений спецназа, которые могут в конспиративном режиме выжидать наступления часа «Ч». Для тех, кому это кажется фантастикой, напомним, что на территории Ирана уже несколько лет действуют законспирированные группы спецназа армии и морской пехоты США, работающие в тесной связке с сепаратистским этническим подпольем: курдами, азербайджанцами, туркменами, арабами, белуджами и т.д. Информация об этом уже давно вышла в американское медийное пространство, не вызвав, впрочем, особого скандала.


Индокитайская война в сочетании с хаосом и непредсказуемыми трансформациями центрально-азиатского пространства поставит Россию в тяжелейшую геополитическую ситуацию. Москва сегодня не может адекватно реагировать на вызовы такого уровня. Кроме того, конфликт между двумя крупнейшими азиатскими странами повлечет за собой цепную реакцию, в ходе которой России будет все сложнее реагировать на происходящее в роли суверенного субъекта.


С учетом прозападных установок значительной части московской правящей элиты, любящей порассуждать, что «США в Афганистане делают грязную работу по обеспечению российской безопасности», не исключено, что НАТО попробует установить, пользуясь сложившейся ситуацией, прямой военный контроль над территорией нашей страны. В этом случае решение о военном транзите через постсоветскую территорию может стать роковым.


Главнейшей задачей для США сегодня является стратегическая нейтрализация Китая и России — двух наиболее крупных зон непредсказуемости для глобальной либеральной системы, в качестве гаранта которой выступает американская «гиперимперия».


На сегодняшний день талибы с их бескомпромиссной позицией в отношении иностранного присутствия на территории Афганистана являются единственным реальным инструментом по срыву американских планов повергнуть большую Евразию в состояние «постцивилизации». Движение «Талибан» фактически стало точкой сборки для всех сил, не приемлющих американскую оккупацию, в том числе и для «левых», выпестованных в эпоху советского военного присутствия. Не секрет, что в военном руководстве Талибана преобладают специалисты с хорошим знанием русского языка, полученным в офицерских училищах и военных академиях СССР.


С другой стороны, талибы, вопреки расхожим басням об их цэрэушном происхождении, это как раз та сила, которая в принципе свободна от влияния американских спецслужб. Такое можно сказать далеко не о всякой радикальной организации, выступающей сегодня с антиглобалистской повесткой дня! Не исключено, что это не американцы, а именно талибы делают в данный момент «грязную работу» по обеспечению российской безопасности…

Автор: Гейдар ДЖЕМАЛЬ, глава Исламского комитета России

Комментарии