От редакции
Оно всплывает оттолкнувшись от дна
Паникеры и нытики посрамлены. Свет в конце тоннеля уже просто глаза слепит, ростки стабилизации колосятся, а мировые лидеры демонстрируют с трудом сдержанный оптимизм. На самом деле паникерам и нытикам не впервой: сколько лет они ныли, указывая на неизбежность именно ЭТОГО кризиса на фоне оптимизма, тогда еще вполне бесстыжего и ничем не сдерживаемого. На самом деле все, что мы сейчас наблюдаем не только в ощущениях, но и в объективной реальности, то есть в динамике базовых экономических показателей, — вот ровно это и просчитывалось и проговаривалось. Что в третьем-четвертом квартале текущего года колоссальная денежная накачка даст краткосрочный результат в виде некоего якобы восстановительного оживления.
На самом деле это даже смешно оппонировать нашим экономическим начальникам, намекая, что, мол, фундаментальные причины кризиса не устранены и таким образом говорить о «выходе» нет никаких оснований. Они — наши лидеры — неоднократно и яснее всех это и проговаривали: не может быть никакого «выхода», пока не ликвидированы дутые «токсичные» активы и не прекращена эмиссия необеспеченных денежных суррогатов. Опять же наивно напоминать, что никакие «токсичные» активы не списаны. А эмиссия по сути фальшивых денег раздута до беспрецедентных масштабов. Все это прекрасно понимают. Опять же неуместно предъявлять претензии действующим чиновникам в том, что они поддерживают рыночный оптимизм, — в этом, собственно, состоит их профессиональный долг. Другое дело, что для такого оптимизма, с профессиональной точки зрения, отсутствуют даже номинальные статистические основания.
Учитывая ненависть наших либеральных оппонентов к экономике как к науке, исследующей причинно-следственные связи и любовь к манипулированию сравнительными статистическими рядами (в России это явление ласково именуется «илларионовщиной»), давайте сравним хотя бы эти статистические ряды. Специалисты центра «Неокон» сопоставили динамику мировой торговли, ВВП и безработицы времен Великой депрессии и нынешнее. И выяснилось, что тогда спад был в 5 раз меньше, а нынешние «ростки оптимизма» в 2 раза жиже. Вот не хочется начинать про Великую депрессию: сколько длилась, как закончилась... Хотелось бы обратить внимание только на одно маленькое обстоятельство: борцы с Великой депрессией наделали много ошибок, инструменты их были отсталы и несовершенны... Но неужели кто-то думает, что тогда умища не хватило, что для борьбы с дефляцией можно просто деньги печатать?! В голову им не приходило лечить кризис средствами, смертельными для капитализма. Они еще в него верили. И не считали допустимым лечить его, разрушая его основу, то есть деньги как таковые.
Комментарии