Искусство

Смотреть!

ВЕГАС: ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ

Живущий в США иранец Амир Надери обычно снимает экспериментальные фильмы, не стремясь к связному повествованию. Но тут, на фоне пирамид Лас-Вегаса, он рассказывает восточную басню, выдерживая нешуточный западный саспенс. На экране главным образом копают. Сначала к героям картины, с трудом наладившим вроде бы свою жизнь на обочине больших игр, подкатывает морячок с жалостной историей про дом, милый дом, в котором нынче и живут персонажи. Затем в нее вклинивается бандитский клад, после лопата пойдет гулять, и первыми пострадают мамины томаты, а затем и общие иллюзии. Повеявшей с экрана скуки нет и в помине, едва глава семейства начнет снимать скальп со своей лужайки под писк металлодетектора. Семейство живет в фанерном домике и словно наяву слышит звон пиастров. Яма перед домом и дыра в голове растет, люди мельчают. Премьера фильма состоялась в прошлом году в Венеции, официально не оценившей тогда емкое соединение анекдота и постановочного минимализма, но усердно копавшей всем залом. Степень вовлеченности в то, что творится на экране, превзойдет, пожалуй, хитрые рисованные аттракционы и технологии 3D, хотя снято на обычную камеру, безыскусно и традиционно. Надери, во всяком случае, не стремится заехать в глаз лопатой зрителю с первого ряда, знай, копает себе на территории человеческой одержимости, которая вряд ли имеет отношение к алчности. Зато многое сообщает о том состоянии нечеловеческой усталости, когда готов поверить во все, что угодно, просто потому что сопротивляться не осталось никаких сил.

США, 2008. 102 мин. Режиссер Амир Надери.
В ролях: Марк Гринфилд, Зак Томас, Алексис Харт,
Нэнси Ла Скала.
В прокате до 30 декабря


ПЕРСЕПОЛИС
DVD-издание

Этот экстравагантный полнометражный автобиографический анимационный фильм, снятый по объемистому комиксу и впервые показанный на Каннском кинофестивале, обычно представляют как политическое высказывание об иранской истории и действительности. Но смотреть это важно, как историю взросления, иронический и грустный, конечно, рассказ о том, как быть, когда ты входишь в возраст компромисса, но совсем к нему не готов. Лучшее, что есть в этих радикальных рисунках, так это детский максималистский взгляд на мир, который в таком черно-белом возрасте и в такой питательной среде делится на тиранов и героев, казаков и разбойников. Смешной и дерзкий ребяческий бунт. Еще — черно-белая графика, то плакатно резкая, то остро карикатурная. Строгая силуэтная хроника бегущих повстанцев, падающих статуй, наползающих танковых гусениц, расстрелянных тел в 1978 году. Остроумные ориентальные вставки про шаха и англичан, про родного дедушку — принца и коммуниста, стилизованные под театр марионеток, — что-то вроде сказок на ночь, слышанных от отца. Марьян, родившаяся в 1969 году, жила жизнью боевитой маленькой девочки, обожала жареную картошку и атаковала окружающих в стиле Брюса Ли. Слушала разговоры просвещенных иранских диссидентов и примеряла на себя роль последнего пророка в Галактике, а потом выросла, уехала из Ирана. Умирала от мелких юношеских драм в бесприютной Вене, училась жить в безгеройном мире обывателей и почти забывала бабушкин совет: «В жизни ты встретишь немало болванов. Если они обидят тебя, скажи себе, что это происходит от их глупости. Это поможет тебе не отвечать на их злобу. В жизни нет ничего хуже горечи и мести». Три поколения иранских женщин — Марьян, ее маму и бабушку озвучивают французские актрисы Кьяра Мастроянни, Катрин Денев и Даниэль Дарье.

Франция, 2008. 95 мин.
Режиссеры Марьян Сатрапи и Венсан Паронно.
Язык: французский, русский, субтитры русские.


ПРИНЦЕССА И ЛЯГУШКА
Анимация

Не 3D, представьте себе. Классическая диснеевская рисованая анимация, стиснутая технологическим прорывами игрового и анимационного кино, похоже, не собирается сдавать позиции. Берет в союзники традиционную сказочку про поцелуй, трансформирующий склизкие жабьи бородавки в пенное королевское жабо, переносит действие на берега Миссисипи и сама превращается в джазовый мюзикл, которому где же еще развернуться, как не по пути в Нью-Орлеан. Притом принц и его девушка всю дорогу так и остаются жабами и со временем перестают ощущать это как недостаток. Поют и выдувают медь нью-орлеанские аллигаторы, мечтающие о сейшене с Армстронгом, поют и пляшут бабушки вудуизма, а также шепелявые светляки с неполным зубным рядом. Вписанная в этот энергичный звуковой ряд анимация сама собой перестает быть плоской, не забывая быть универсально смешной.

США, 2009. 97 мин.
Режиссеры Рон Клементс, Джон Маскер.
В прокате с 1 января

 

ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ

На этом месте должен был быть фильм про летающий над Москвой автомобиль «Волга» и его пилота, студента и супермена. К сожалению, даже из трейлера ясно, что такого фильма нет. Есть ассортимент product placement, куда входят персоны, тренды и бренды. Есть дидактическая, направленная в лоб воспитательная схема, согласно которой ближним надо помогать, но при этом ближнего по-комсомольски держат за идиота.  Есть много просроченной пиротехники, которую трудно назвать спецэффектами. Наконец, есть человек-репродуктор по фамилии Войтинский, который так хорошо умеет объяснить задачи искусства, миссию кинорежиссера и повсеместный моральный кризис, происходящий оттого, что бывший советский кинематограф перестал поставлять зрителю пример для подражания, что ему даже не надо снимать никакое ЧМо, а надо сразу дать кафедру во ВГИКе или кресло в Думе.

Россия, 2009. 97 мин.
Режиссеры Александр Войтинский, Дмитрий Киселев.
В ролях:  Григорий Добрыгин, Екатерина Вилкова,
Валерий Золотухин, Сергей Гармаш, Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов, Юозас Будрайтис,
Екатерина Васильева
В прокате с 31 декабря


ШЕРЛОК ХОЛМС



Великобритания — Австралия ,
2009. 128 мин. Режиссер Гай Ричи.
В ролях: Роберт Дауни-мл.,
Джад Лоу, Рэйчел МакАдамс,
Эдди Марсан
В прокате с 31 декабря

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии