Экономика
Далеко ли до нового дефолта
Практически решив проблему задолженности в первой половине 2000-х годов, Россия опять оказалась в долгах, как в шелках
До конца года Россия намерена погасить свою задолженность перед Лондонским клубом и реструктуризировать долги бывшего СССР. Минфин спешит. Ведь в ближайшие несколько лет наша страна намерена занять на внешних рынках 60 млрд долларов (что равно почти 1/7 нынешних золотовалютных резервов). Но помимо оставшейся задолженности исчезнувшей страны у нас имеется и более современный совокупный долг, и немалый.
Именно из-за «плохих кредитов» и долгов весь уходящий год в мире рушились банки, объявляли о банкротстве и технических дефолтах компании, корпорации, а в декабре на грани финансового краха оказались целые государства.
ВТОРАЯ ВОЛНА КРИЗИСА — ДОЛГОВАЯ
В марте 2009 года министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что страну ожидает вторая волна банковского кризиса. Позже его мнение поддержали некоторые другие российские чиновники, включая заместителя министра экономического развития Андрея Клепача. По последним оценкам, ожидать вторую волну банковского кризиса можно в начале 2010 года. Многие экономисты сходятся во мнении, что ее причиной станет рост просрочки по кредитам и долгам.
Но в мире вторая волна, по-видимому, уже началась и набирает обороты.
Время расплаты для различного рода заемщиков, участвовавших в небывалом кредитном буме, развернувшемся от Дальнего Востока до Средиземноморья и Аравийского полуострова в 2003—2007 годах, неминуемо наступает. Расходы по спасению как экономик в целом, так и отдельных стратегических гигантов, накачка средствами банков, и другие антикризисные меры приводят к дефицитам государственных бюджетов.
Не успела утихнуть паника вокруг возможного банкротства Dubai World (Эмират Дубай), как международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило прогноз по рейтингу Испании со «стабильного» на «негативный», отметив опасения относительно состояния госфинансов этой страны. А за день до этого агентство Fitch аналогичным образом понизило рейтинг Греции.
Данные действия уважаемых и авторитетных рейтинговых агентств привели к росту сомнений и страхов по поводу увеличения числа дефолтов в мировой экономике и активизации сторонников «второй волны», которая, по их мнению, уже дает о себе знать.
Об уровне нарастающей долговой нагрузки развитых стран говорил недавно и Алексей Кудрин. «В течение ближайших двух-трех лет мы будем иметь общий объем долга стран Евросоюза больше 100% ВВП, США тоже выйдет примерно на 100% долга к ВВП. Италия и Япония уже находились существенно выше», — констатировал глава Минфина 8 декабря. «Мы будем иметь новую ситуацию на рынке суверенного долга и капитала, стабильность рынка будет зависеть от новой политики стран и их осторожности».
А вот как долговую ситуацию на международной арене по нашей просьбе прокомментировала главный аналитик УК «Паллада Эссет Менеджмент» Евгения Канахина: «Ситуация в Дубае вернула внимание инвесторов к проблемам госфондов в частности и госдолгов в целом. Согласно прогнозам Еврокомиссии, госдолг стран Еврозоны увеличится до 83,8% ВВП в 2010 году. Долги Бельгии, Греции и Италии превысят 100% ВВП в 2010 году, гособязательства Франции составят 86% ВВП и Германии — 78,7% ВВП. При этом Греции уже понижен рейтинг на одну ступень, рейтинг Португалии поставлен на пересмотр. Рейтинговые агентства объявили, что вопрос о кредитных рейтингах США и Великобритании на повестке дня не стоит вообще, тогда, как госдолг США в 2010 году практически уравняется с ВВП, увеличившись до 97,5% ВВП. При этом ситуация в Великобритании не намного лучше — британское долговое бремя в 2010 году может вырасти до 89,3% ВВП».
Конец текущего года и весьма неутешительные прогнозы на следующий со всей очевидностью демонстрируют, что ситуация в мире с долгами — как суверенными, так и корпоративными — стремительно ухудшается. Теперь уже не только рейтинговые агентства, но и многие «оптимисты» от экономики, наконец, осознают, что большой объем всех видов долгов опасен — как для развивающихся, так и для самых развитых стран.
ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ
На 1 января 2006 года, долг иностранных государств России составлял почти 2 трлн рублей (68,968 млрд долларов). Среди должников Российской Федерации числятся в основном страны СНГ и азиатские государства. Многим из них по политическим причинам (главным образом имиджевым — за право стать членом различных международных организаций), а в некоторых случаях экономическим (как, например, с Ираком, где в декабре 2009 года «Лукойл» и «Газпромнефть» выиграли крупнейшие тендеры по освоению углеводородных месторождений) Россия списала большую часть долгов. В частности, долг Ирака в 2006 году составлял 9,4 млрд долларов, но в феврале 2008 года Россия простила ему 8 миллиардов. За последние несколько лет наша страна списала долги всем беднейшим странам Африки и Азии. Долги были списаны: Эфиопии (почти 5 млрд долл.), Лаосу (700 млн долл.), Афганистану (11,1 млрд долл.), Монголии (около 11 млрд долл.), Вьетнаму (около 10 млрд долл.) и другим странам, среди которых такие далеко не беднейшие, как Ливия, Сирия и Алжир. Всего с 2000 года наша страна простила долгов иностранным государствам на сумму более 60 млрд долларов.
Крупными должниками России остаются Индия и Китай. На 30 июня 2008 года Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. Правительственные эксперты продолжают считать американские казначейские долги надежными, хотя в мире в целом нарастает беспокойство по поводу возможного ухудшения платежеспособности Соединенных Штатов.
СНОВА НА ИГЛЕ ВНЕШНИХ ЗАЙМОВ?
В последний год существования СССР и бытность первого и последнего его президента Михаила Горбачева внешний долг страны интенсивно нарастал. Так, к началу 1991 года, задолженность СССР в СКВ составляла 57 млрд долларов против 48,9 млрд на конец 1989 года. К середине года валютный долг достиг 60 млрд долларов, а на конец 1991 года общий внешний долг СССР оценивался уже в 70,2 млрд долларов. К этому времени было заключено более чем 360 индивидуальных соглашений. Самыми крупными кредиторами оказались Германия, Италия, Япония, Южная Корея, США, Швеция, Бельгия, Финляндия, Швейцария, Великобритания, Голландия, Австрия, Франция и другие. Одна Германия дала нам 21,9 млрд долларов. С прекращением существования Союза Россия приняла на себя его долги, которые продолжили свой рост. Абсолютный пик российского государственного долга пришелся на 1998 год (146,4% ВВП). Затем благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на энергоносители, профициту бюджета, и общему экономическому росту долг начал постепенно снижаться как в абсолютном, так и в относительном выражении. На 1 января 2000 года суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял уже 84% ВВП.
В последующие годы руководство страны проводило политику, направленную на скорейшее уменьшение долгового бремени. Благодаря этому в абсолютных цифрах внешний государственный долг снизился в 1998—2006 годах более чем в три раза. На конец 2006 года он составлял 50,5 млрд долларов. По данным УК «Паллада Эссет Менеджмент», объем государственного внешнего долга РФ на ноябрь текущего года составил 38 млрд долларов.
Десять лет правительство России активно сокращало внешний суверенный долг. Однако в последние годы резко ухудшилась ситуация с совокупным долгом страны (включает внешний госдолг и корпоративные заимствования). Дело в том, что параллельно с уменьшением непосредственных государственных внешних долгов (за десять месяцев 2009 года в долларовом эквиваленте он снизился на 6,3%, а в пересчете на евро — на 11,1%) начал интенсивно расти корпоративный. Различные отечественные финансовые и нефинансовые госструктуры и корпорации с контрольной долей участия государства, а также частные компании принялись активно одалживать деньги за рубежом. В каких-то случаях это было необходимо, в каких-то нет, но долг рос и продолжает расти.
Так, по официальным данным Центробанка, совокупный внешний долг России на 1 октября текущего года составил 487,4 млрд долларов (по некоторым данным, в начале 2010 года может приблизиться к отметке в 500 миллиардов), хотя на 1 июля этот показатель достигал 475,6 млрд долларов. Таким образом, только за III квартал общий внешний долг страны увеличился на 11,8 млрд долларов. В течение июля—сентября 2009 года увеличилась задолженность российских компаний — на 3,7%. В частности, объем задолженности по кредитам вырос с 233,5 млрд долларов (на конец II квартала) до 237 млрд долларов, а объем долговых ценных бумаг — с 9,4 млрд до 11,6 млрд долларов соответственно.
Рост долгов госкомпаний начал тревожить правительство еще в прошлом году, поскольку за предыдущие три-четыре года многократно вырос объем негосудар- ственных заимствований на внешних кредитно-финансовых рынках. Как заявил весной 2008 года на российско-сингапурском экономическом форуме тогдашний вице-премьер, а ныне руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин, руководство страны обеспокоено ростом долговой нагрузки российских компаний, прежде всего связанных с государством. В первую очередь правительство взволновало увеличение долгов госкомпаний, потому что «именно государству придется спасать их в случае экономического кризиса». В октябре уже нынешнего уходящего года глава Счетной палаты Сергей Степашин выступил от лица своего ведомства за введение государственного контроля над внешними займами компаний и банков с госучастием. 20 октября с предложением ограничить рост внешнего корпоративного долга выступил и Банк России. ЦБ РФ намерен разработать законопроект, который бы ограничил объем внешних заимствований российскими компаниями. В частности, предполагается снизить предельную ставку по валютным кредитам, которую можно относить на расходы.
Значительная часть корпоративного внешнего долга была накоплена крупнейшими компаниями с государственным участием. В первую очередь речь идет о Газпроме, Роснефти и некоторых других гигантах отечественной сырьевой индустрии.
В конце 2008 года правительство России выделило ВЭБу 50 млрд долларов на рефинансирование внешних долгов российских компаний и банков. По некоторым данным, реально из этой суммы было выделено только 10,5 миллиарда. 8 октября 2009 года стало известно, что ВЭБ пролонгировал срок этих кредитов.
ВНУТРЕННИЙ ГОСДОЛГ МОЖЕТ ЗА ГОД ПОЧТИ УДВОИТЬСЯ
Что касается проблемы госзаимствований на внутреннем рынке, то, по данным Евгении Канахиной, объем государственного внутреннего долга на начало декабря составляет 1,8 трлн рублей (54 млрд долларов), при этом с июля 2009 года объем заимствований растет примерно на 70 млрд рублей в месяц (для сравнения: за весь 2008 год госдолг во внутренних госбумагах вырос на 172,6 млрд рублей, или на 13,8%). В следующем году объем заимствований на внутреннем рынке может составить около 1 трлн рублей (33 млрд долларов), хотя правительство намеревается уложиться в цифру 600 млрд рублей». Старший аналитик «Национального рейтингового агентства» Максим Васин добавляет: «По сравнению с началом года задолженность субъектов Федерации увеличилась почти на 180 млрд рублей, или на 30%.
Таким образом, как говорится в распространенном сообщении Минфина, государственный долг российских регионов составил на 1 октября 2009 года 778 млрд рублей.
Что касается долгов муниципальных образований, то их объем на начало октября составил 113 млрд рублей. По сравнению с предыдущим месяцем он вырос на 3 млрд рублей.
Крупнейшими должниками среди субъектов РФ являются регионы Центрального федерального округа, обязательства которых составляют более половины от общего объема — 457 млрд рублей. Москва и Московская область должны 214 и 161 млрд рублей соответственно.
Среди прочих субъектов больше всего задолжал Татарстан (36 миллиардов) и Самарская область (24 миллиарда). Долг Санкт-Петербурга составляет всего лишь 1,9 миллиарда рублей — значительно ниже, чем в среднем по России».
Верхний предел внутреннего государственного долга на 1 января 2011 года планируется в 3,3 трлн рублей, в том числе в госбумагах — 2,56 трлн рублей.
ЭКСПЕРТЫ О ДОЛГОВЫХ РИСКАХ
На наш вопрос, чем для экономики государства опасны долги России, эксперты ответили так. Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин: «На данном этапе, с точки зрения международной практики, в частности, параметров Маастрихтских соглашений (устанавливают пороговые значения по 30% по внешнему госдолгу к ВВП и 30% внутреннего долга к ВВП. — В.Б.), разработанных в ЕС, объем государственного внутреннего и внешнего долга является для России достаточно низким и не представляет угрозы в плане перспектив его обслуживания, даже с учетом планируемых Правительством в 2010—2012 гг. внешних заимствований, в результате которых показатель общего госдолга к ВВП РФ составит 16,4%.
В то же время динамика, прежде всего внешнего корпоративного долга РФ, и его размеры уже вызывают определенные опасения. По ряду оценок к 2012 году этот показатель составит 60% ВВП РФ, что окажет определяющее влияние на динамику общего долга РФ, который к 2012 году вырастет в этом случае приблизительно до 110—120% ВВП. Впрочем, это несопоставимо, к примеру, с аналогичным показателем США, где данный индикатор достиг порядка 400%.
Обращает на себя внимание высокая концентрация заимствований и ограниченность возможностей компаний по рефинансированию задолженности в случае роста волатильности мировых финансовых рынков, как это наблюдалось во второй половине прошлого — начале текущего года.
Соответственно при сохранении доминировавшей в 2002—2007 годах тенденции роста внешних займов России рынок уже в ближайшие годы может начать переоценивать с повышением российские суверенные и корпоративные инвестиционные риски, что усложнит процесс притока в российскую экономику прежде всего прямых инвестиций.
Для России в ближайшие годы существует необходимость законодательного ограничения внешних займов и компенсирования данных мер для экономики за счет роста государственных инвестиций, увеличения объема госгарантий, кредитных субсидий. Существенно возрастает в данном случае и актуальность проблемы сокращения инфляционного давления в экономике страны».
Максим Васин: «Основная опасность внешнего — особенно корпоративного — долга для экономики России кроется в высоком валютном риске, поскольку, не контролируя курс национальной валюты и не располагая валютной выручкой, многие компании в условиях макроэкономической стабильности занимали средства в иностранной валюте. При резком и неконтролируемом скачке девальвации, который может быть вызван действиями ЦБ РФ или желанием правительства РФ ограничить размер дефицита бюджета, компании становятся заложниками собственной неосторожной финансовой политики. Поэтому в настоящее время многие российские компании хотели бы перевести свою задолженность в национальную валюту.
Российские банки пока продолжают реструктуризировать и пролонгировать проблемную задолженность, и работа с таким долгом станет для них тяжелой задачей в следующие два-три года. Пока банковская система не разберется с основной частью проблемных долгов, быстрый рост кредитных портфелей вряд ли возможен. Таким образом, при планировании инвестиций предприятиям придется в большей степени рассчитывать на собственные силы.
Также, с точки зрения государственных финансов, большую угрозу представляют региональные и муниципальные бюджетные дефициты. На трансферты регионам в федеральный бюджет 2010 года заложено около 35 млрд долл. (1 трлн рублей), и при этом регионы все равно будут показывать рост долга».
СТАБИЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ НЕ ПОВОД ДЛЯ САМОУСПОКОЕНИЯ
Внешние государственные заимствования в 2010, 2011 и 2012 годах составят 613,6, 764,7 и 784 млрд рублей соответственно. При пересчете по прогнозируемому Минэкономразвития валютному курсу (34,5, 37 и 39,2 рубля за доллар) ежегодный объем внешних займов составит 17,8 млрд долларов, 20,7 и 20 млрд долларов. Однако вопрос с этими заимствованиями, по мнению некоторых экспертов, остается весьма туманным. 30 июля 2009 года Алексей Кудрин заявил, что Россия намерена ускорить выход на внешний рынок заимствований только в случае некой благоприятной ситуации. «Мы мониторим этот процесс, если увидим, что ситуация благоприятная, то, возможно, не будем себя сдерживать», — сказал он. Что понимается под благоприятной ситуацией, что значит, не будем себя сдерживать, — министр финансов не уточнил.
Внутренние заимствования в 2010—2012 годах составят 844,1, 957,5 и 755,4 млрд рублей.
В октябре служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте — «BBB/A-3», долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте — «BBB+/A-2». Кроме того, подтверждена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков на уровне «ВВВ». Прогноз остается «негативным».
«Рейтинги и прогноз отражают все еще значительные риски для финансов общественного сектора вследствие существенного экономического спада и большого объема условных обязательств правительства, обусловленного продолжающимся стрессом в финансовом секторе и значительными обязательствами в иностранной валюте государственных организаций», — говорит кредитный аналитик Standard & Poor’s Фрэнк Гилл.
Что касается долгосрочной перспективы, то, по мнению Standard & Poor’s, «долгосрочные перспективы для российской экономики остаются неопределенными. До тех пор пока доверие инвесторов не будет восстановлено в достаточной степени, экономика, по всей вероятности, будет нуждаться в капитале развития в обозримом будущем».
СЯДЕМ В «ДОЛГОВУЮ ЯМУ»?
Большой объем резервов России (международные резервы + Резервный фонд + Фонд национального благосостояния = 619 млрд долларов) вроде бы пока позволяет не беспокоиться о финансовой устойчивости государства как минимум в перспективе следующего года. Но проблемы в долговой сфере остаются. И острота их будет нарастать лавинообразно. Ведь, согласно планам правительства, средства Резервного фонда, которые пойдут на покрытие дефицита бюджета, закончатся уже в 2010 году, а до конца 2012 года предполагается истратить на эти цели еще и более 60% Фонда национального благосостояния. Долговое финансирование дефицита будет привлекаться вдобавок к этим тратам. Таким образом, внешние долги будут нарастать, а резервы очень быстро таять. И не исключено, что уже в следующем году объем совокупной внешней задолженности может существенно превысить весь объем наших государственных резервов. При этом в совокупных долгах большая доля представляет собой квазисуверенную задолженность, так как относится к компаниям с государственным участием, и государству в критических условиях придется взять ее на себя. При сохранении текущих тенденций новый суверенный дефолт может стать вопросом уже очень недалекого времени.
Прежде всего в ближайшие три года (и особенно в наступающем) необходимы более действенные меры по ограничению международных заимствований представителями отечественного корпоративного сектора. Ведь государственный долг теперь начнет интенсивно расти, и не исключено, что в течение следующего, а возможно и последующего за ним годов полная сюрпризов мировая экономическая ситуация заставит Россию выйти за рамки определенных для себя внешних государственных долговых заимствований в сторону увеличения. С другой стороны, добиться ограничения заимствований отечественного корпоративного сектора будет до чрезвычайности сложно. Во-первых, законодательная база и механизмы подобных ограничений по-прежнему отсутствуют. А во-вторых, средства крайне необходимы российским предприятиям для текущего ведения финансово-хозяйственной деятельности в условиях глобального кризиса и сокращения спроса на их продукцию. Внутренние заимствования явно не покроют всех этих нужд.
Комментарии