Искусство

Золотые шары судьбы

На «Золотой глобус», слегка затоптанный местными, земными делами, вслед за Средиземьем Питера Джексона нанесли Пандору, планету «Аватара», взявшего главных круглых: за лучшую драму и за режиссуру.

Итоги «Золотого глобуса», премии Голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA), учрежденной в 1944 году и состоящей по преимуществу из светских хроникеров, зачастую являются предисловием к «Оскару», премии американской кино-академии. Хотя бывает, и не так уж редко, что простые и здоровые вкусы гламурных репортеров не вполне совпадают с мнением академиков. С восходом «Аватара» можно и вовсе не гадать по золотым шарам, врученным уже в 67-й раз, чтобы определить, как пойдут дела в Голливуде, и не только, под влиянием синей искусственной Пандоры.

Новая технология отныне выводит объемный рисунок из ведения мультипликаторов и сказочников. Кстати, трехмерный мульт Пита Доктера и студии Pixar «Вверх» про старого ворчуна, улетевшего на связке воздушных шаров в латиноамериканскую Шангри-ла, забрал «Глобус» за анимацию. Рисовать пойдут и более реалистичные сюжеты, вплоть до «Дяди Вани», а кинематограф наконец станет подвидом изобразительного искусства, где будут засчитываться академический рисунок, авангардная цветовая палитра, фресковая монументальность, помогающие эффекту присутствия в фантастических и не очень коллизиях. Хотя в совсем отдаленном будущем наверняка сильнее будет цениться более высокая степень абстракции, помогающая эффекту присутствия, кто его знает где.

Скорее всего, в силу большей дешевизны продукта первыми рынок насытят не столько новые фильмы, сколько творения, которые трудно назвать иначе, чем жертвами кэмероновских технических открытий. Хитовая, рейтинговая киноклассика, которую вполне можно любить не только за художественные достоинства, но, к примеру, еще и за ее славную старомодность и архаику, будет перелицована под нужды технического аттракциона, засверкает новеньким центом, если не будет выглядеть, как улыбка девочки с очень туго заплетенными косичками. Давно задумавший подкачать ядреной порцией 3D все шесть эпизодов своих «Звездных войн» Джордж Лукас уже заверил, что технологии «Аватара» не только окончательно убедили его в правильности намерений перевода космической эпопеи в 3D, но и дают средство для их скорейшего воплощения. Изготовление жизнеспособного аватара «Звездных войн», таким образом, — это дело четырех — пяти месяцев, считают студийные партнеры Лукаса. Трехмерная реинкарнация логично предстоит «Трилогии Кольца» Питера Джексона, а может, и «Матрице». В любом случае сотворение нового мира обойдется значительно дороже, чем апгрейд уже существующих и зело возлюбленных аудиторией. Дальше каждый решает сам, войдут ли в его личный список грядущих перевоплощений «Броненосец Потемкин», «Атака 50-футовой женщины», «Я шагаю по Москве», «Резня бензопилой в Техасе» или же «Дневной дозор». С другой стороны, ясно, что успех «Аватара» повторить практически невозможно, поскольку не все в нем решили технологии. Вне зависимости от того, признаем мы этот фильм революционным или же эволюционным для развития форм кинозрелища, он берет новым счастливым ощущением тела, когда обездвиженному герою достаются быстрые и синие, как стрекозы над водой, ноги его аватара.

Победа «Аватара» Джеймса Кэмерона в категории «Драма» над фильмом его бывшей супруги Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури», над «Мне бы в небо» юного Джейсона Рейтмана и «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино, диковато выглядящего в любом, кажется, контексте, наверное, в меньшей степени победа жанрового кино над авторским. Скорее всего, это некоторое возобладание ног над головой, дыхания над рефлексией и прочих элементарных телесных радостей первой сигнальной системы над схемами и уравнениями второй. Непосредственные физические переживания забирают мозг, нерв и кровь, побежавшие за синими ногами по экватору Пандоры, а кургузая надстройка, заполненная культурными и социальными мифами, вполне безразлична, и не только малообразованным гражданам, но и тем, кому вменена профессиональная обязанность поддерживать под ней огонь всеобщего интереса. Насколько она кургуза, понимаешь, когда возникают истории, вроде дискуссии вокруг «Школы». Понимаешь, что, наверное, у нас не обязательно быть «Аватару» по всей форме, потому что здесь специфические представления не только о фантастическом или о синем, но и о трехмерном. «Школа» Валерии Гай Германики стала настоящей трехмерной штуковиной, создала искомый эффект присутствия и вовлеченности у всех тех, кто бурно и противоречиво реагирует на ее появление на первой кнопке.

При желании в «Аватаре» можно сыскать много самых разнообразных опций как для рассмотрения текущей здешней жизни, так и миров, которые мало кому доведется пережить. В этом смысле «Аватар» точно обштопал всех. Он, как фуникулер, болтается между мирами существующими и невозможными, доставляя каждого в пункт назначения по его индивидуальной шкале реальности. Будет весьма приятно, если в своем новом измерении кино сохранит эту возможность плавно скользить по ней так далеко, как позволит одаренность режиссера и зрителя.

Ну, и да, напомним, что премия за лучшую драматическую женскую роль досталась Сандре Буллок, сыгравшей в «Невидимой стороне». Лучшим драматическим актером признан Джефф Бриджес за работу в фильме «Сумасшедшее сердце». Для высоко оцененного многочисленными критическими ассоциациями Америки фильма «Мне бы в небо» оставили «Глобус» за сценарий.
«Глобусы» за роли второго плана ушли к корпулентной афроамериканской девушке Мо’ник из малобюджетного фильма «Тужься» и к Кристофу Вальцу, нацисту-полиглоту и коту в эсэсовских сапогах из «Бесславных ублюдков». Лауреатом среди лент легкого толка на сей раз стала комедия «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филипса, легко и ненатужно усвоившего уроки легкомыслия и незамысловатого юмора Джада Апатова, наиболее продаваемого режиссера в этом жанре. Лучшими артистами в этой категории стали Роберт Дауни-младший в роли Шерлока Холмса и Мерил Стрип, восторженная дылда Джулия из «Джули и Джулии». Ну и лучшим иностранным фильмом признали, как и в Каннах, «Белую ленту» Михаэля Ханеке.

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии