Искусство
Смотреть!
Господин Никто
 Идеальный фильм, если такие бывают. Самый настоящий хит, блистательная режиссура, великолепный, без зауми, сюжет, красивейшая съемка и выдающиеся артисты. Фильм, рожденный не для фестивалей, но один из тех, что появляются раз в десяток лет нарочно, чтобы разобрать сердце зрителя по кусочкам и собрать его в новом порядке. Бельгийский гений Жако Ван Дормель снимает лучшее на свете кино и снимает его короткими сценами-аттракционами. Это развернутый во времени пуантилизм, когда удивительный сюжет собирается воедино из ярких драматических точек. После того как Ван Дормель получил в Каннах «Золотую камеру» за дебют «Тото герой», он лет на пять затаился, и следующий фильм «День восьмой» появился только в 1996 году. «Господина Никто» пришлось ждать 13 лет. Убедитесь сами, что оно того стоило. Это история одного выбора, который мальчик Немо отказался сделать, и тогда его жизнь потекла одновременно по самым разным руслам, каждый из которых мог бы стать отдельным фильмом. Но у Жако Ван Дормеля фильм заслуживает только любовь. В одном русле Немо захлебнулся и увидел перед смертью большую рыбу. У дорогущего современного арт-деятеля Дэмиена Херста такая плавает в формалине и называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». В другом — его не любила жена. В третьем — влюбился он сам еще подростком, но сморозил глупость, и девочка выросла незнакомой женщиной. В четвертом — Немо нашелся что сказать, и они были наконец счастливы, но родители разлучили их. В пятом — он полетел на Марс, где в конце ХХI века делают велосипеды. В шестом — его любимый анекдот: «Что это — маленькое, зеленое и прыгает? — Горошина в лифте». Все эти взрослые судьбы играет Джаред Лето — то в футуристической фурнитуре, то в гриме 120-летнего хохочущего старика Немо, в любовях и в погибелях, каждая из которых настоящая, уникальная сверкающая грань воображения и реальности. Эти грани переливаются такими чистыми красками бытия, что по сравнению с фильмом Ван Дормеля игрушки, в которые играют утомленные интеллектуалы Мишель Гондри и Спайк Джонзи, выглядят сувенирной дребеденью.
Идеальный фильм, если такие бывают. Самый настоящий хит, блистательная режиссура, великолепный, без зауми, сюжет, красивейшая съемка и выдающиеся артисты. Фильм, рожденный не для фестивалей, но один из тех, что появляются раз в десяток лет нарочно, чтобы разобрать сердце зрителя по кусочкам и собрать его в новом порядке. Бельгийский гений Жако Ван Дормель снимает лучшее на свете кино и снимает его короткими сценами-аттракционами. Это развернутый во времени пуантилизм, когда удивительный сюжет собирается воедино из ярких драматических точек. После того как Ван Дормель получил в Каннах «Золотую камеру» за дебют «Тото герой», он лет на пять затаился, и следующий фильм «День восьмой» появился только в 1996 году. «Господина Никто» пришлось ждать 13 лет. Убедитесь сами, что оно того стоило. Это история одного выбора, который мальчик Немо отказался сделать, и тогда его жизнь потекла одновременно по самым разным руслам, каждый из которых мог бы стать отдельным фильмом. Но у Жако Ван Дормеля фильм заслуживает только любовь. В одном русле Немо захлебнулся и увидел перед смертью большую рыбу. У дорогущего современного арт-деятеля Дэмиена Херста такая плавает в формалине и называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». В другом — его не любила жена. В третьем — влюбился он сам еще подростком, но сморозил глупость, и девочка выросла незнакомой женщиной. В четвертом — Немо нашелся что сказать, и они были наконец счастливы, но родители разлучили их. В пятом — он полетел на Марс, где в конце ХХI века делают велосипеды. В шестом — его любимый анекдот: «Что это — маленькое, зеленое и прыгает? — Горошина в лифте». Все эти взрослые судьбы играет Джаред Лето — то в футуристической фурнитуре, то в гриме 120-летнего хохочущего старика Немо, в любовях и в погибелях, каждая из которых настоящая, уникальная сверкающая грань воображения и реальности. Эти грани переливаются такими чистыми красками бытия, что по сравнению с фильмом Ван Дормеля игрушки, в которые играют утомленные интеллектуалы Мишель Гондри и Спайк Джонзи, выглядят сувенирной дребеденью.
Франция, Бельгия, Канада, Германия, 2009. 138 мин. Режиссер Жако Ван Дормель. В ролях: Джаред Лето, Дайан Крюгер, Сара Полли, Рис Айфанс, Джуно Темпл.
              С 15 апреля
Утомленные солнцем-2. Предстояние
.jpg) Фильм Никиты Михалкова еще в ходе рекламной кампании обзавелся фотожабами, шаржами и даже стал известен в народе как «великое кино о великой войне». В каком размере и качестве он станет народу любезен, прогнозировать трудно. Если возвращение на экраны вредной няни МакФи, которое вроде бы состоится в тот же ленинский четверг, предсказуемо, то о комдиве Котове с уверенностью можно сказать лишь то, что возвращаться он будет дважды, поскольку зрителя ожидает эпическая дилогия, и после «Предстояния» ему предстоит «Цитадель». В «Предстоянии» официально расстрелянный Котов воскреснет из мертвых в штрафбате на передовой. Последующие трансформации офицера, который вот разве только «бывшим не бывает», зависят от того, в какой из больших мифов вписал режиссер и актер Михалков своего героя, выбирая, как ему быть великим: в универсально-героический, конкретно-патриотический или ортодоксальный.
Фильм Никиты Михалкова еще в ходе рекламной кампании обзавелся фотожабами, шаржами и даже стал известен в народе как «великое кино о великой войне». В каком размере и качестве он станет народу любезен, прогнозировать трудно. Если возвращение на экраны вредной няни МакФи, которое вроде бы состоится в тот же ленинский четверг, предсказуемо, то о комдиве Котове с уверенностью можно сказать лишь то, что возвращаться он будет дважды, поскольку зрителя ожидает эпическая дилогия, и после «Предстояния» ему предстоит «Цитадель». В «Предстоянии» официально расстрелянный Котов воскреснет из мертвых в штрафбате на передовой. Последующие трансформации офицера, который вот разве только «бывшим не бывает», зависят от того, в какой из больших мифов вписал режиссер и актер Михалков своего героя, выбирая, как ему быть великим: в универсально-героический, конкретно-патриотический или ортодоксальный.
Россия, 2010. 180 мин.
              Режиссер Никита Михалков.
              В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Андрей Панин, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Максим Суханов, Евгений Стычкин, Александр Адабашьян, Валентин Гафт.
              С 22 апреля
               
Пипец
 Или, в переводе Гоблина, «Поджопник». Таков псевдоним 16-летнего героя фильма, когда он надевает зеленый гидрокостюм и выходит на улицы города в образе супергероя. Без маски парень выглядит младшим братом отличного ирландского артиста Киллиана Мерфи, в маске — форменным кретином, о чем ему незамедлительно сообщают встречные хулиганы. Хулиганы, дилеры, мафиози в этой комедии настолько же нормальны, насколько невменяемы супергерои. Так что поджопник — это еще и суть метода, каковой фильм применяет к супергероям как классу, а заодно и к подросткам. Смотреть эту пубертатную сатиру в целом было бы довольно муторно, если бы не Главный Папа и Девочка Убийца. В их лучезарном дуэте воплощаются сны детского сада, куда в душе своей продолжает ходить целевая аудитория фильма. В роли Папы — Николас Кейдж, в роли дочки — десятилетняя тогда Хлое Мориц. В их первой же сцене папа ласково выпускает в дочурку пулю. За каждую следующую — по мороженому, и пара боевых ножей на именины, чтобы обеспечить ребенку в бронежилете нормальное детство. Девчушка приходит на помощь мечтательному Поджопнику и разнообразно истребляет одинаково гадких потеющих здоровяков. Поверх жесткого комикса Марка Миллара про воображение и его отсутствие режиссер Вон набрасывает жирную карикатуру. В ней игра и внешность Хлое Мориц — единственное романтически серьезное обстоятельство, напоминающее о том, что Вон когда-то работал с Гаем Ричи.
Или, в переводе Гоблина, «Поджопник». Таков псевдоним 16-летнего героя фильма, когда он надевает зеленый гидрокостюм и выходит на улицы города в образе супергероя. Без маски парень выглядит младшим братом отличного ирландского артиста Киллиана Мерфи, в маске — форменным кретином, о чем ему незамедлительно сообщают встречные хулиганы. Хулиганы, дилеры, мафиози в этой комедии настолько же нормальны, насколько невменяемы супергерои. Так что поджопник — это еще и суть метода, каковой фильм применяет к супергероям как классу, а заодно и к подросткам. Смотреть эту пубертатную сатиру в целом было бы довольно муторно, если бы не Главный Папа и Девочка Убийца. В их лучезарном дуэте воплощаются сны детского сада, куда в душе своей продолжает ходить целевая аудитория фильма. В роли Папы — Николас Кейдж, в роли дочки — десятилетняя тогда Хлое Мориц. В их первой же сцене папа ласково выпускает в дочурку пулю. За каждую следующую — по мороженому, и пара боевых ножей на именины, чтобы обеспечить ребенку в бронежилете нормальное детство. Девчушка приходит на помощь мечтательному Поджопнику и разнообразно истребляет одинаково гадких потеющих здоровяков. Поверх жесткого комикса Марка Миллара про воображение и его отсутствие режиссер Вон набрасывает жирную карикатуру. В ней игра и внешность Хлое Мориц — единственное романтически серьезное обстоятельство, напоминающее о том, что Вон когда-то работал с Гаем Ричи. 
США, 2010, 117 мин. Режиссер Мэттью Вон. В ролях: Хлое Мориц, Николас Кейдж, Аарон Джонсон, Марк Стронг, Линдси Фонсека, Элизабет МакГоверн.
              С 15 апреля
               
Гринберг
 Персонаж «Гринберга» Роджер Гринберг — сорокалетний пентюх, в отличие от сорокалетнего Ноя Баумбаха, успешного режиссера, соавтора еще более успешного Уэса Андерсона и автора в общей сложности шести фильмов. Но картина скроена все-таки по образу и подобию Гринберга, а не Баумбаха, и тем более Андерсона. То есть она очередной ремикс бессмысленных и долгоиграющих, но безобидных лирических куплетов о пожилых инфантилах. Нервный Роджер ограничил свою социальную и творческую активность тем, что отсылает отчеты о качестве сервиса в компании, перевозящие людей по воздуху или снабжающие их кофеем в бумажных стаканчиках. Еще он горазд мастерить будку для собаки и предаваться воспоминаниям. Больше всего Бен Стиллер в этой роли  напоминает древнее земноводное, которое зачем-то растормошили и угостили подбадривающим порошком. Роджер выползает из своего панциря, когда встречает цветущую дурочку Флоранс, в ритме шаг вперед, полтора шага назад. Благодаря этому сомнамбулическому танцу фильм режиссера Баумбаха пятится от мелодрамы, равно как и от любого другого внятного жанра. Именно это незначительное обстоятельство делает фильм пригодным для просмотра в условиях, когда что ни фильм, то событие государственной важности.
Персонаж «Гринберга» Роджер Гринберг — сорокалетний пентюх, в отличие от сорокалетнего Ноя Баумбаха, успешного режиссера, соавтора еще более успешного Уэса Андерсона и автора в общей сложности шести фильмов. Но картина скроена все-таки по образу и подобию Гринберга, а не Баумбаха, и тем более Андерсона. То есть она очередной ремикс бессмысленных и долгоиграющих, но безобидных лирических куплетов о пожилых инфантилах. Нервный Роджер ограничил свою социальную и творческую активность тем, что отсылает отчеты о качестве сервиса в компании, перевозящие людей по воздуху или снабжающие их кофеем в бумажных стаканчиках. Еще он горазд мастерить будку для собаки и предаваться воспоминаниям. Больше всего Бен Стиллер в этой роли  напоминает древнее земноводное, которое зачем-то растормошили и угостили подбадривающим порошком. Роджер выползает из своего панциря, когда встречает цветущую дурочку Флоранс, в ритме шаг вперед, полтора шага назад. Благодаря этому сомнамбулическому танцу фильм режиссера Баумбаха пятится от мелодрамы, равно как и от любого другого внятного жанра. Именно это незначительное обстоятельство делает фильм пригодным для просмотра в условиях, когда что ни фильм, то событие государственной важности.
США, 2010. 107 мин. Режиссер Ной Баумбах. В ролях: Бен Стиллер, Грета Гервиг,
              Рис Айфанс, Дженнифер Джейсон Ли,
              Джуно Темпл.
              С 8 апреля
Слепота
 Что если люди перестанут умирать, что, если они перестанут видеть, что, если твердь поплывет под ногами каменным плотом? Из фантастических допущений португальского писателя, нобелевского лауреата и коммуниста Жозе Сарамаго, рождаются не то что бы неожиданные выводы. Просто описанный в его романах опыт «невозможного» получается гуще, чем внелитературный опыт ежедневных людских ритуалов и даже редких аффектов. А, кроме того, этот опыт вставлен в солидную раму. История выглядит притчей, если рамой ей служит языческий или религиозный миф, что бы с ним ни приключилось по ходу рассказа. Нетрудно представить, как далекие потомки сегодняшних читателей рассказывают случаи из Сарамаго, позабыв о первоисточнике, будто они легенда. Молодой режиссер Фернанду Мейрелиш, автор фильма «Город Бога», экранизировал роман  Сарамаго «Слепота» и почти выступил таким вот потомком. Он набрасывает свою экранную аллегорию общества современных слепцов, словно не было никакого литературного оригинала. Во времена бесконечного соглядатайства, когда наблюдение становится оружием и когда внешность умалчивает о сути, что относится к самозащите, внезапная слепота воспринимается как благодать. В книге, открывающей новые источники видения, так и есть. В фильме эпидемия слепоты и ее последствия выглядят очередной казнью египетской в силу особенностей природы кино. Вонь разложившегося общества, различимая и в книге, делается более ощутимой. Витки насилия и антиутопия выходят на первый план. Хотя финал недвусмысленно заявляет, что постигшая персонажей незрячесть — скорее панацея и единственный зрячий чувствует себя обделенным, предшествующие кадры, несмотря на их образность, того не подтверждают. Фильм открывал позапрошлогодний Каннский кинофестиваль, и со зрением у него все в стерильном порядке. Недостаток лишь тот, что читатель «Слепоты» может оказаться у экрана в положении неприятно прозревшего. Так причиняет почти физический дискомфорт аудиокнига, надиктованная мастером художественного чтения поверх важного тебе именно твоей интонацией текста.
Что если люди перестанут умирать, что, если они перестанут видеть, что, если твердь поплывет под ногами каменным плотом? Из фантастических допущений португальского писателя, нобелевского лауреата и коммуниста Жозе Сарамаго, рождаются не то что бы неожиданные выводы. Просто описанный в его романах опыт «невозможного» получается гуще, чем внелитературный опыт ежедневных людских ритуалов и даже редких аффектов. А, кроме того, этот опыт вставлен в солидную раму. История выглядит притчей, если рамой ей служит языческий или религиозный миф, что бы с ним ни приключилось по ходу рассказа. Нетрудно представить, как далекие потомки сегодняшних читателей рассказывают случаи из Сарамаго, позабыв о первоисточнике, будто они легенда. Молодой режиссер Фернанду Мейрелиш, автор фильма «Город Бога», экранизировал роман  Сарамаго «Слепота» и почти выступил таким вот потомком. Он набрасывает свою экранную аллегорию общества современных слепцов, словно не было никакого литературного оригинала. Во времена бесконечного соглядатайства, когда наблюдение становится оружием и когда внешность умалчивает о сути, что относится к самозащите, внезапная слепота воспринимается как благодать. В книге, открывающей новые источники видения, так и есть. В фильме эпидемия слепоты и ее последствия выглядят очередной казнью египетской в силу особенностей природы кино. Вонь разложившегося общества, различимая и в книге, делается более ощутимой. Витки насилия и антиутопия выходят на первый план. Хотя финал недвусмысленно заявляет, что постигшая персонажей незрячесть — скорее панацея и единственный зрячий чувствует себя обделенным, предшествующие кадры, несмотря на их образность, того не подтверждают. Фильм открывал позапрошлогодний Каннский кинофестиваль, и со зрением у него все в стерильном порядке. Недостаток лишь тот, что читатель «Слепоты» может оказаться у экрана в положении неприятно прозревшего. Так причиняет почти физический дискомфорт аудиокнига, надиктованная мастером художественного чтения поверх важного тебе именно твоей интонацией текста.
Бразилия, 2008. 121 мин. Режиссер Фернанду Мейрелиш. В ролях: Джулианна Мур, Марк Руффало, Гаэль Гарсиа Берналь, Алиса Брага, Дэнни Гловер.
              С 8 апреля




Комментарии