Заграница
Идеологи «Великой Венгрии»
Правые партии получили 70 процентов депутатских мандатов
На парламентских выборах в Венгрии триумфальную победу одержали правые националистические партии. В связи с этим многие эксперты заговорили о том, что Европа, которая всегда отличалась цикличностью истории, возвращается к 30-м годам прошлого века.
Правящая леволиберальная коалиция, которая находилась у власти последние восемь лет, потерпела сокрушительное поражение. Венгерская соцпартия впервые за свою 20-летнюю историю набрала меньше 20% голосов (на парламентских выборах 2006 года — 43%). Либералы же, в прошлый раз получившие 12% мандатов, впервые с 1990 года вообще не попали в парламент.
Крах «гуляш-социализма»
Провал правящей коалиции эксперты объясняют тем, что Венгрия переживает самый серьезный финансово-экономический кризис за всю послевоенную историю. Страна избежала дефолта лишь благодаря кредитам, предоставленным в прошлом году МВФ и Евросоюзом на общую сумму в 20 млрд евро. Как известно, еще во времена соцлагеря венгры, установившие относительно либеральный режим «гуляш-коммунизма», привыкли к тому, что уровень жизни у них выше, чем в других восточноевропейских странах. И после развала Восточного блока и крушения СЭВ наследники венгерских коммунистов из Социалистической партии всеми силами пытались сохранить высокие жизненные стандарты за счет продажи госсобственности, иностранных инвестиций и кредитов. Такая политика привела в итоге к тому, что государственный долг Венгрии вырос до астрономического уровня в 80 млрд евро. Когда осенью 2008 года разразился мировой финансовый кризис, инвесторы отказались приобретать венгерские государственные облигации. У правительства не хватало средств на выплату долга, объем ВВП упал почти на 7%, а уровень безработицы достиг рекордной отметки в 11,5%.
Год назад после массовых демонстраций протеста лидер социалистов Ференц Дьюрчань был вынужден уйти в отставку, уступив место техническому премьеру Гордону Байнаи. Жесткая антикризисная программа Байнаи, который заморозил зарплату госслужащим, урезал пенсии и социальные выплаты, позволила радикально сократить дефицит бюджета с 9 до 4% ВВП и укрепить форинт. Западные эксперты прославляли финансовый гений венгерского премьера, утверждая, что под его руководством страна может не только выйти из кризиса, но и совершить «экономическое чудо». Однако, по словам профессора Будапештского экономического университета Ласло Богара, за тот небольшой отрезок времени, что Байнаи находился у власти, «Венгрия пережила курс шоковой терапии наподобие того, что все восточноевропейские страны проходили в начале 90-х».
Неудивительно, что избиратели отвернулись от социалистов и предпочли им правоконсервативную партию ФИДЕС — Венгерский гражданский союз, которая завоевала 52% голосов. Лидер правых Виктор Орбан, который уже занимал пост премьер-министра в 1998—2002 гг., не просто добился реванша: ему удалось обеспечить себе в парламенте квалифицированное большинство, позволяющее впервые за 20 лет создать однопартийное правительство и внести поправки в действующую конституцию.
Реванш Орбана
Партия ФИДЕС («Союз молодых демократов») была основана Орбаном в конце 80-х гг. прошлого века на волне антикоммунистических настроений. 26-летний Орбан, юрист, только что окончивший Будапештский университет, прославился проникновенной речью, которую он произнес в 1989 году на церемонии перезахоронения останков Имре Надя и других лидеров венгерского восстания 1956 года. В своем выступлении Орбан потребовал вывода советских войск и проведения свободных выборов, заработав политический капитал и навсегда сделавшись символом бархатного переворота в Будапеште. Уже через девять лет он возглавил коалиционное правоцентристское правительство Венгрии, став самым молодым премьер-министром Европы. За это время ФИДЕС из союза студентов-либералов, боровшихся с коммунистической диктатурой, превратился в правоконсервативную партию, проповедующую умеренный национализм. К тому же, после того как в середине 90-х ряды «молодых демократов» покинули противники правого поворота, ФИДЕС стал партией одного человека. Орбан все чаще представал в роли вождя, который любит говорить от имени «народа» или «нации», не имеет четкой политической программы, но обещает создать сильное патерналистское государство, опирающееся на традиционные ценности и гарантирующее всем рабочие места. «Как и положено авторитарным лидерам, Орбан — страстная натура, — пишет The Economist. — Он всем увлекается до самозабвения. Например, будучи заядлым любителем футбола, он в 2001 году из-за тренировок перенес еженедельное заседание кабинета министров со вторника на пятницу».
«Орбану удалось сколотить мощную коалицию правых партий на основе антилиберальных лозунгов, — отмечает венгерский журналист Миклош Харасти. — В истории Европы последний раз такое случалось лишь в период между двумя мировыми войнами». Даже после поражения правых на выборах 2002 года они не приняли более умеренную версию консерватизма, продолжая играть на антирыночных и антиглобалистских настроениях электората (сегодня лишь 46% венгров одобряют рыночную экономику, хотя в 1991 году этот показатель достигал 80%).
В 2008 году Орбан воспользовался незавидным положением премьер-министра Дьюрчаня и поднял волну антиправительственных демонстраций, утверждая, что только ФИДЕС по силам вывести страну из тупика. Орбанисты провозгласили, что Дьюрчань не способен отстаивать национальные интересы, и «это неудивительно для человека, который был активистом Лиги коммунистической молодежи в тот момент, когда все венгерские патриоты боролись против советской оккупации». Критикуя экономическую политику социалистов, правые пообещали создать миллион новых рабочих мест и снизить налоги. Популистские лозунги и позволили им одержать триумфальную победу на выборах.
Партия Орбана планирует воспользоваться возможностью вносить поправки в действующую конституцию, чтобы выполнить один из ключевых пунктов своей программы, предоставив гражданство и право участия в выборах сотням тысяч этнических венгров, проживающих на территории Словакии, Румынии и Сербии. Оппоненты внутри страны убеждены, что таким образом ФИДЕС рассчитывает создать себе электоральную базу, которая позволит партии на долгие годы закрепиться у власти. Соседние государства подозревают венгерских правых в желании пересмотреть итоги Второй мировой войны и реализовать проект «Великой Венгрии», проведя «ползучую аннексию» части их территорий.
Наследники нилашистов
Политологи предсказывают, что Орбан начнет «мадьяризацию» государственного аппарата, постепенно вытесняя этнических невенгров с ключевых постов, и будет смотреть сквозь пальцы на деятельность правых радикалов, которые произвели сенсацию на прошедших парламентских выборах, получив 16% голосов (на выборах 2006 года — 2%). Многие наблюдатели называют партию «Йоббик» («За лучшую Венгрию»), которая прославилась своей антисемитской и антицыганской риторикой, «политическим двойником ФИДЕС», его «темным alter ego». «Обе партии, — пишет The Business Week, — разделяют правоконсервативную идеологию, которая в Венгрии претерпела минимальные изменения с 1930-х гг. Как для команды Орбана, так и для «Йоббик» характерны антилиберальные настроения и старомодный национализм, замешанный на расистских теориях». По словам экспертов, не исключено, что со временем партии будут выступать единым лагерем. В этом смысле очень показательно, что в Австрии близкий друг и союзник Орбана лидер правоцентристской Народной партии Вольфганг Шюссель блокировался в какой-то момент с праворадикалами из Партии свободы Йорга Хайдера.
Стоит отметить также, что созданное партией «Йоббик» полувоенное формирование «Венгерская гвардия», которое в прошлом году было запрещено Верховным судом за использование символики нилашистов (венгерских нацистов времен Второй мировой войны), пользуется негласной поддержкой будущего премьер-министра, который называет его «группа гражданской самообороны».
В последнее время националистические идеи приобретают в Венгрии все больше сторонников. На улицах крупных городов полно молодых людей, одетых в футболки с надписью «Мы – мадьяры», а наиболее популярным рисунком на машинах становится изображение карты «Великой Венгрии» с границами, существовавшими до Трианонского договора 1920 года. «Некоторых националистов не устраивает умеренная позиция Орбана, — пишет венгерская газета Magyar Nemzet. — Жителям сельских регионов, например, куда ближе радикализм, неоязычество и трактирная политика партии «Йоббик», которую многие считают наследницей нацистского движения «Стрела и крест». На выборах правых радикалов в первую очередь поддержали малообразованные крестьяне из бедных восточных областей Венгрии, ранее отдававшие предпочтение социалистам.
Партия «Йоббик» привлекла также голоса избирателей, разочарованных в Евросоюзе. Во время предвыборной кампании националисты призывали к выходу из Лиссабонского договора и утверждали, что «вступление в ЕС вместо обещанного развития лишь усилило в стране ощущение безысходности». Согласно соцопросам, такого мнения придерживается сейчас около 50% венгерского населения.
Еще один популярный лозунг партии «Йоббик» — «венгерская экономика для венгров». В партийной программе предлагается «радикально повысить налоги на прибыли транснациональных корпораций, отказаться от выплаты кредитов МВФ и вернуть утраченную в ходе приватизации национальную собственность». Националисты беспощадно критикуют чиновников, которые правили страной последние 20 лет, «предали, продали ее, а деньги положили себе в карман». Однако главными мишенями для правых становятся евреи и цыгане. На обложке партийного журнала «Баррикады», например, изображен покровитель Венгрии святой Геллерт с канделябром в руке, подпись под рисунком гласит: «Проснись, Будапешт, пока ты еще не превратился в Иудапешт». Цыганскую угрозу представители «Йоббик» считают главным вызовом национальной безопасности и требуют восстановить жандармерию, которая смогла бы эффективно противостоять «цыганскому отребью».
Новый Хайдер?
Вполне естественно, что в политкорректной Европе риторика националистов, которые после нынешних выборов превратились в серьезную политическую силу, вызывает смятение и панику. Похожие чувства охватили европейцев в 2000 году, когда в правительство Австрии вошли представители партии Хайдера. Со временем, правда, стало очевидно, что истерия, которая поднялась тогда в СМИ, была неоправданна: австрийские националисты быстро превратились в респектабельных политиков, готовых играть по общим правилам. Оптимисты убеждены, что такая же судьба ожидает венгерских правых радикалов во главе с их бессменным лидером Габором Воной.
Однако есть и скептики, утверждающие, что аналогии здесь неуместны. В послевоенной истории континента, говорят они, еще не было случая, чтобы две партии, эксплуатирующие националистические лозунги, набрали в сумме 70% голосов. К тому же если триумф Хайдера в 2000 году был для Европы единичным случаем, исключением из правил, то победа националистов в Венгрии так не воспринимается. «Результаты, которые продемонстрировала партия «Йоббик», подтвердили общеевропейскую тенденцию, замеченную еще на последних выборах в Европарламент — рост популярности праворадикальных националистических партий, — отмечается в исследовании американского аналитического центра Stratfor. — Конечно, это нельзя назвать новым феноменом — европейские избиратели, особенно жители Центральной и Восточной Европы, во времена экономического кризиса всегда начинали поддерживать крайне правых».
Газовый прагматизм
Многие политологи убеждены, что России не стоит рассчитывать на союз с венгерскими правыми. Своим внешнеполитическим приоритетом они считают отношения с Германией и Австрией и рассчитывают на поддержку консерваторов из ХДС/ХСС и Народной австрийской партии. Десять лет назад, когда Орбан впервые занял пост премьера, он назвал диалог с Москвой «пережитком прошлого». Буквально до последнего времени он призывал помнить о «наследии революции 1956 года», критиковал Кремль за «притеснение угро-финских народов» и демонстративно поддерживал антироссийский газовый проект Nabucco.
В последние годы леволиберальному правительству Венгрии удалось укрепить отношения с Москвой, так что его даже обвиняли в пророссийской ориентации. Поддержкой властей пользовались крупные совместные проекты: газопровод «Южный поток», строительство газохранилищ, модернизация венгерской АЭС в Пакше. Конечно, у правых нет желания отказываться от курицы, несущей золотые яйца, и идеологический подход в отношениях с Россией уступает место прагматизму. Неслучайно в ноябре прошлого года Виктор Орбан побывал на съезде «Единой России» и провел неофициальную встречу с российским премьером Владимиром Путиным, а главный кандидат ФИДЕС на пост главы венгерского МИД Янош Мартони заявил в одном из недавних интервью: «Геополитически и энергетически мы зависим от России, и поэтому хотели бы прямых и ясных отношений с ней».
Комментарии
Ненавижу фашистов но их лозунг «радикально повысить налоги на прибыли транснациональных корпораций и вернуть утраченную в ходе приватизации национальную собственность» поддерживаю полностью. Жаль что в России нет(и не видно) ни одного политика который РЕАЛЬНО это смог бы сделать. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИМПОТЕНТЫ одни!!!!!!!!!!!!
Фашизм, дорогой пудила, начинается с этого: политические импотенты и т.д. Поздравляю с первым шагом к тем, кого Вы ненавидите.
Собрать всех этих уродов с наколотой свастикой и расстрелять. Что за свинство, почему наше государство это терпит???
Комментарий
Вы предлагаете объявить Венгрии войну?
Хорошо бы со своими фашистами разобраться, Ваш не кажется, Катерина? Или Вы о них не слышали? Или подождать, когда они победят на выборах? Только если начать расстреливать, то чем мы от них будем отличаться?
1 - они уже кого торасстреляли? поясните аналогию, третий рейх так вообще газом.
2 - чем солдат отличается от палача и оба они от разбойника? ведь все трое убийцы.
так что не надо тут сопливой демагогии. ах слезинка ребенка. да вам самому глубоко по слезинки всех детей мира если у вашего покушать просто не будет или лично у вас коли детьми не сподобились.
они и так победили, и правят уже)))) этого кто то знает, а кто то не хочет знать! ;)
давно пора гнать из ЕС недостраны, сосущие из Германии и развитых экономически стран соки в виде миллиардов евро. В результате все фашисты будут сосать лапу и быстро станут демократами, лишь бы денег подкинули на жрачку. А то как прибалты: до прихода советов ни одного завода не было, сейчас немеряно, но нет, дайте еще денег за оккупацию, а то не хватает.
1)Глобализм, всемирная унификация по модели США и расплывчатая европейская демократия (правозащитники, геи, лесбиянки, многочисленные иммигранты из Африки и с Востока)начинают раздражать старые европейские нации. Возьмите Хайдера в Австрии, теперь Венгрию (древнее кролевство входило в Австро-Венгрию), протесты в Италии против цыган и румын, явных и еще больше скрытых националистов в Германии, Ле Пена - во Франции. То есть в трудные времена население выступает за старые ценности с многолетней и даже с многовековой историей. Эти процессы идут. Всякие кризисы лишь обостряют их. Надо своевремено прислушиваться к настроениям в обществе...
Либералов то сколько... Комментарий по поводу "давайте расстреляем Венгров" это как минимум круто... А США и глобализм... всё это работает только из-за импотентности всего ныне происходящего.... что-то вроде вырождения системы... ждем-с новое переселение народов....
Фашисты италии,как выяснилось недавно,самая пушистая и человеколюбивая политическая партия.5 человек приговорено к расстрелу за покушение на жизнь короля и т.д.за все годы правления.наверное мы не любим германцев с их национал-социализмом и гадским отношением к русским,как нации.что до остального-как мы себя выставляем для всех,так к нам и относятся.в армии дедовщина,в гражданском обществе-я начальник,ты дурак...появились новые феодалы в рос.федерации.а мы злимся,почему нас не уважают.по пьяни,стремимся всем не нашим,кто нас не уважает,набить морды...