Искусство

Смотреть!

Бобро поржаловать!

На севере Франции, в регионе Нор Па Де Кале неподалеку от города Лилля, на границе с Бельгией — французы любят шутить про бельгийцев — лежит холодная, промозглая Страна Жевунов, которые называют себя ржиками и выпить не дураки. Ржики говорят ни по-французски, ни по-фламандски, а на «франсуржике». Диалект ржиков больше похож на кашу во рту, которую заваривает эта отличная французская комедия. Новый директор почты, прибывший из Прованса сюда, на французский полюс, в пуховике и меховой ушанке, того не знает и немного обижается, когда выясняется, что из его новой квартиры «ужрал всю мебель» не то еж, не то ерш, не то морж. Во франсуржике буква «ж» заменяет многие другие. Поэтому вместо исконного «брат мусью» в ходу обращение «мужьё», а смешное для русского уха слово «жожоба» переводится как «черт подери», и в пищу местные употребляют картёжку с сожрельками, пежень и почему-то пудель с клюкой и свиноту. Видимо, мастер художественного перевода Андрей Бочаров старался избежать занудства и не переборщить с «жи» и «ржи», чтобы не наскучить ржущей и жужжащей фонетикой. Удивительное дело, но ни к переводу, ни к дубляжу этого фильма, потребовавшему изрядного филологического вкуса и чутья, впервые, пожалуй, за длинные, уже постсоветские времена почти нет претензий. В этом веселом и сентиментальном зрелище попадаются действительно замечательные мелочи. Вот, кстати, воодушевляющая фраза надравшегося почтмейстера, разносящего вместе с коллегой почту добрым соседям: «У нас нет для вас писем, но мы бы выпили!». В остальном это не поэзия, конечно, но занятная языковая игра, довольно популярная, если вспомнить шепелявый хит про шишки из Виктора Драгунского: «и не сыски, и не хыхки, а... фыфки».

Комедия культурных стереотипов, во всякой стране растасканных на свои излюбленные анекдоты, не ограничивается азами межкультурной коммуникации и уступает место классической лирической комедии. Построив несколько комических эпизодов на стандартном знакомстве с местной кухней и ругательствами, автор фильма известнейший французский комик Дэни Бун сосредотачивается на человеческих отношениях. Получается модель, которая подтверждает, что людям совсем не обязательно превращать свою и чужие жизни в ад, если не получается поехать в домик на море или добыть какого иного рожна. Правда финал подтверждает, что такое возможно только в простодушной Стране Жевунов, будь они хоть ржики, хоть фрики, и точно не насовсем. После все равно понадобится переехать на море. У фильма на родине знатная прокатная история, как, впрочем, и у других фильмов продюсера Клода Берри: «Кускус и барабулька», оба «Астерикса и Обеликса».

Франция, 2008, 106 мин.
Режиссер Дэни Бун. В ролях: Кад Мерад, Дэни Бун, Зое Феликс.
С 6 мая

 

Моя ужасная няня

Продолжение педагогического фэнтези про няню Макфи. Добротное семейное кино с хорошими артистами. У Эммы Томпсон все та же клюка и все тот же грим: бородавка, нос набекрень и зуб, как спринтер на фальстарте. Тот же принцип портрета Дориана Грея в воспитательной работе: чем приличнее ведут себя подопечные малолетки, тем ближе к физиогномической норме становится нянина наружность. В фильме есть измеритель счастья поросят, а главным фокусом невозмутимой Макфи становится синхронное поросячье плавание, вполне художественное.

Великобритания, Франция, США, 2010. 105 мин. Режиссер Сюзанна Уайт.
В ролях: Эмма Томпсон, Мэгги Гилленхал, Рэйф Файнс, Рис Айфанс.
С 22 апреля


Месть пушистых

Еноты, скунсы и прочие зверушки штата Орегон восстают против понаехавших девелоперов и расстраивают планы генеральной застройки в их родимых лесах и полях. В отличие от грызунов‑коллаборационистов из полнометражных мультиков, демонстрирующих лютую антропоморфность, здесь сохраняют природную идентичность. В отличие от обалдевших москвичей, без боя сдавших свой город властным барыгам нуворишам, здесь дерутся. Борьба представителей орегонской фауны за малую родину ведется эффективными партизанскими методами. Язык их непонятен, но цели очевидны. К экологическому зеленому пафосу подрывная деятельность не сводится. Источником вдохновения для авторов этой комедии стали лесные пожары в Калифорнии. Для его сиквела, видимо, сгодится исландский вулкан, уже породивший немало анекдотов. Вымученные на компьютере улыбки животных могут подпортить впечатление от этой повстанческой байки, но камуфляжный формат семейного развлечения требует некоторых жертв даже от такого события нечеловеческой, вернее, столичной важности.

США, ОАЭ, 2010, 132 мин. Режиссер Роджер Камбл.
В ролях: Брэндан Фрейзер, Брук Шилдс.
С 29 апреля

 

Вход в пустоту

Гаспар Ноэ, автор труднопроходимой «Необратимости», ничуть не был поощрен каннским жюри за этот свой новый фильм. Зато он грубо ввел в транс публику стробоскопическими эффектами, скачущей амплитудой резкости, кислотной гаммой, пульсацией экрана, периодически заливаемого ярким светом минуты так на полторы, и прочими зомботехниками. Продолжительность фильма наводит на сравнение с дурным трипом, из которого никак не выскочить. Трип и есть. Эфирное тело застреленного европейского джанки скитается над токийской застройкой, где мается его младшая сестра, не признающая одежды Пас де ла Уэрта, недавно появлявшаяся у Джармуша в «Пределах контроля». Трехкопеечный кичевый сюжет брата и сестры, связанных клятвой никогда не расставаться и быть бессмертными, служит оправой для тотального эксперимента с изображением и зрительской психикой. Ноэ, несомненно, из тех, кто находит свои фильмы на свалке, но он-то и меняет лицо кино, возможно, на дегенеративное, но точно не безобразное.
Франция, Германия, Италия, 2009. 168 мин. Режиссер Гаспар Ноэ.

В ролях: Натаниэль Браун,
Пас де ла Уэрта.
С 29 апреля

 

Железный Человек-2

В боекомплект к ожившему комдиву Котову и несгибаемой няне Макфи идет герой марвеловских комиксов Тони Старк, Железный Человек. В первом фильме этот оборонный магнат, изобретатель и патриот интенсивно каялся, наказывал террористов в Афганистане и кропотливо превращал в супероружие себя самого. В последней сцене Старк проболтался, что он не из мрамора, и открыл тем самым неограниченные возможности для сиквелов. Неограниченные возможности в такого рода технических блокбастерах лучше всего демонстрируют «Трансформеры». Персонажей-игрушек просто становится больше. Железных людей тоже прибавится. Зато против железно-цивилизованного Роберта Дауни‑младшего авторы выпускают полуголого и дикого бойца без правил Микки Рурка. А персонажа артистки Скарлетт Йоханссон зовут Наташа Черная Вдова. Привинчивать к этому зрелищу какие-то глобальные смыслы в другое время было бы даже занятно. Но лучше пользоваться редкой ныне возможностью просто смотреть не великие фильмы не о великом.

США, 2010. 120 мин. Режиссер Джон Фавро.
В ролях: Роберт Дауни-мл., Гвинет Пэлтроу, Микки Рурк, Скарлетт Йоханссон, Сэмюель Л. Джексон, Пол Беттани.
С 29 апреля

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии