Искусство

Год спокойного солнца

Канны-2010: репутации и ожидания

В каннском отборе этого года на первый взгляд победил здоровый консерватизм: нет дебютов, нет анимации, нет 3D, нет и американских фокусников с миллионными бюджетами.

Кадр из фильма «Заверенная копия»Эти невозмутимо выставлены в особой витрине, далече от соревновательных треволнений. Голливуд не играет в кинофестивали, даже в такие престижные, как Канны и Венеция. Обе большие штатовские премьеры — открывающий Канны «Робин Гуд» Ридли Скотта и «Уолл-стрит. Деньги не спят» Оливера Стоуна — будут показаны вне конкурса. Оба посвящены экономическим соответственно корешкам и вершкам. Фильмы режиссеров, каждый из которых само воплощение стиля, — «Тамара Дрю» британца Стивена Фрирза, «Шантрапа» Отара Иоселиани и «Ты встретишь незнакомого высокого брюнета» Вуди Алена — также вынесены в специальные показы.

По сравнению с прошлым годом, нынешний фестиваль предъявляет достаточно сдержанный конкурс. Он поделен между классиками, чью репутацию обгоняют их картины, и режиссерами, работающими с общественно масштабными темами. Первые гарантируют стабильное качество, проверенное годами. Вторые с большим или меньшим успехом избегают соблазнов популизма и справляются с интеграцией гражданского  и социального темперамента в художественный текст.

Радикалы по части формы и содержания, в том числе и увядающие (португальцу Мануэлю Ди Оливейре, снявшему «Странную историю Анхелики» — 101 год, Жан-Люку Годару, автору «Фильма Социализма» — 80), вынесены в конкурсную программу «Особый взгляд». Вслед венецианским «Горизонтам» эта программа дрейфует в сторону артистических экспериментов.

Всего на Золотую Пальму претендуют 18 фильмов.


Ожидания

«ПРОЕКТ ФРАНКЕНШТЕЙН» (Franken­stein Project). Венгр Корнел Мундруцу загипнотизировал в 2008 году каннское жюри ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ своей «Дельтой». Вместе с Дьердем Палфи и Анталом Нимродом Мундруцу представляет ироничных тридцатилетних радикалов. Ирония Мундруцу упакована в шок, насилие и монотонность. Классического монстра, чудище Франкенштейна из романа Мэри Шелли в его новом фильме заменил подросток, вместо готических декораций — современный утлый быт.

«ОБЪЕКТ ТРАВЛИ» (Fair Game). Режиссер Даг Лиман, зачинатель эпоса о Борне с Мэттом Деймоном в главной роли и постановщик «Мистера и миссис Смит» с Питтом и Джоли, впервые на каннском пиру. Его взнос: звезды Наоми Уоттс и Шон Пенн, жанр политического триллера. Играющие супругов Уоттс и Пенн разоблачают махинации с разведданными по оружию массового поражения в Ираке и подают иск против вице-президента Чейни и прочих господ из администрации Буша.

«ВНЕ ЗАКОНА» (Hors La Loi). Родившийся в Париже алжирец Рашид Бушареб — представитель этнической генерации французских режиссеров, как и автор «Кускуса и барабульки» Абделатиф Кешиш. В мае 1945 года полиция и французские войска расстреляли в Сетифе алжирских повстанцев. Герои фильма, выжившие в сетифской бойне, приезжают в Париж, где вступают в ряды борцов за независимость Алжира. Некий правый депутат французского парламента, не видавший фильма, уже заявил о фальсификации истории и безответственном разжигании пороха. «О ЛЮДЯХ И БОГАХ» (Des Hommes Et Des Dieuх) — снова Алжир, снова история, снова артист Рожди Зем в одной из главных ролей. Эпизод гражданской войны 1996 года рассказывает о монахах, чье убийство было приписано фундаменталистам. Режиссер Ксавье Бовуа уже получал приз каннского жюри в 1995 году за фильм «Не забывай, что ты умрешь».

В дорожной комедии «ТУРНЕ» (Tournée) Матье Амальрика, вдохновленного книжкой Колетт «Изнанка мюзик-холла», кабаре переезжает с гастролями из одного портового города в другой. Сам Амальрик, появившийся в последнем «Бонде», играет продюсера в борьбе с меланхолией. Первую из пяти короткометражек Амальрик снял 20 лет назад, полнометражный дебют — в 1997 году. Сын знаменитых журналистов Жака Амальрика и Николь Занд, он провел ребенком несколько лет в Москве.

«СЛУЖАНКА» (The Housemaid). Им Сан-Су. Амбициозная модернизация классического по времени выхода и авангардного по форме южнокорейского триллера 1960 года Ким Ки Юнга. Вычурные мизансцены, живописные постановочные эффекты и незатейливый саспенс, объединяющий секс и преступление.
«НАША ЖИЗНЬ» (La Nostra Vita). Даниэле Лукетти — традиционалист и последователь режиссера Нанни Моретти, последнего итальянского лауреата Золотой Пальмы. В своих фильмах неизменно берет комическую ноту, превращая семейные драмы в лирические, а трагедии — в трагикомедии.

«МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ ПЛАКАЛ» (Un homme Qui Crie) франкоязычного Харуна Махамат-Салеха — первый фильм из Чада на каннском конкурсе, вероятно, окажется проникновенным взглядом на маленького человека в стране, где все это время тянулась нескончаемая гражданская война.


Репутации

«Утомленные солнцем 2. Предстояние».
Приглашенную на конкурс картину Никиты Михалкова, все еще вяло скребущую по прокатным сусекам на Родине, не в обиду ее величию, каннская публика увидит в минимизированной версии. Кстати, каннский вариант «Робин Гуда» тоже укорочен — на девять загадочных минут.

«ЗАВЕРЕННАЯ КОПИЯ» (Copie Conforme). Иранский светоч Аббас Киаростами, обладатель Золотой Пальмы 1997 года за «Вкус вишни», впервые снял кино за пределами Ирана с европейскими актерами. Персонаж Жюльетт Бинош влюбляется в английского писателя в тосканском городе — музее Сан-Джиминьяно.

«ЕЩЕ ОДИН ГОД» (Another Year). Британский классик и неоакадемист Майк Ли, лауреат Золотой Пальмы 1996 года за «Секреты и обманы», благодаря сдержанной режиссуре делает своих персонажей более близкими, чем люди в соседних креслах. В его новой картине играют Лесли Мэнвилл, Джим Броадбент и Имельда Стэнтон.

Кадр из фильма «Счастье мое»«СЧАСТЬЕ МОЕ». Сергея Лозницу, живущего в Германии, снимающего в России, мы до сих пор знали как одного из лучших документалистов Европы. Трудно даже вообразить, что его игровой дебют, представленный от Украины, останется без наград.

«КРЫСИВО» (Biutiful). Друзья детства по разные стороны испанского закона. Главный из популистов и мегаломанов, Алехандро Гонсалес Иньярриту, похоже, меняет курс и возвращается с более локальной версией бытия в конкурс Канн, где в 2006 году он получил режиссерский приз за «Вавилон». В фильме с искаженной в оригинальном названии, как и в «Бесславных ублюдках», орфографией занят Хавьер Бардем.

«НЕГОДОВАНИЕ» (Outrage). Такеши Китано, кажется, тоже выпустил пар и после сардонических экспериментов над самим собой в «Такешиз» и «Банзай, режиссер», наконец-то покажет мир более традиционный, чем его собственный внутренний. Там все еще существуют якудза, когда смешные, когда быстрые, а когда и мертвые.

«ПРИНЦЕССА ДЕ МОНПАНСЬЕ» (La Princesse de Montpensier). Ветеран французского экрана, критик, киноман Бертран Тавернье обратился к XIX веку и книжке мадам де Лафайет. Напрасные матримониальные хлопоты принцессы, ее заметная роль во Фронде и тщательность постановщика сулят баланс между костюмной и исторической драмой.

«ДЯДЯ БУНМИ, КОТОРЫЙ МОГ ВСПОМНИТЬ СВОИ ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ» (Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives). На смертном ложе дядюшка вспоминает свои прежние воплощения. Обладатель каннского приза жюри 2004 года за «Тропическую болезнь» Апичатпонг Вирасетакул явился миру 15 лет назад необъяснимым тайским гением и таковым остается, изменяя кино на уровне химии. Его фильмы прекрасны и таинственны, как дремучие чащи, в которых исчезают повествование, представление о времени и месте. Камера вступает в едва ли не сладострастное взаимодействие с реальностью, и та успевает сомлеть под ее немигающим взглядом. Назвав свой фильм комедией, Вирасетакул, возможно, преподнесет Каннам сюрприз. Но именно от него хочется не сюрпризов, а верности.

«ПОЭЗИЯ» (Poetry). Ли Чан-Дон, южнокорейский автор «Оазиса» и «Тайного сияния», делает сентиментальные протоколы душевных потрясений. Влюбленная девочка-олигофрен, сумасшедшая мать, потерявшая ребенка. Теперь следующий опасный женский возраст.

«ЧУНЦИНСКИЙ БЛЮЗ» (Chon­gqing Blues). Длинный фильм Вона Сяошуая о недлинной жизни и долгом отсутствии. Моряк теряет сына и возвращается в город, где тот жил. Наиболее известные фильмы Сяошуая настроенческие: «Пекинский велосипед» — Гран-при жюри в Берлине и «Шанхайские мечты» — приз каннского жюри в 2005 году.

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии