Искусство

Смотреть!

Ученик чародея

Колдун 777-го уровня Бальтазар Блейк, современник враждующих магов Мерлина и Морганы из легенд о короле Артуре, находит в наши дни среди нью-йоркской мелкоты преемника Мерлина, десятилетнего Дейва. Чудом, конечно, мальчику удается урвать еще лет десять жизни, свободной от магии. Что годы эти шли под присмотром подростковых психотерапевтов, свидетельствует не нарезка флэшбэков, но внешность Дейва. Таких вот нежных задротов, а похожего показывали в фильме «Пипец», нынче берут на роль супергероев, спасающих мир. Мир миром, а любопытно, как применяют обычную матрешку в западном мракобесии, и в чем секрет популярности самого русского сувенира у арбатского интуриста, зря только они ее переименовали. Играющий колдуна артист Кейдж, словно переродившийся после «Плохого лейтенанта» и все того же «Пипца», зрит в молекулу, перебрасывается со своим учеником шариковыми молниями, швыряется и менее карликовым электричеством под девизом «колдуй незаметно». Большинство чудес могло бы стать иллюстрацией к изданию учебника Перышкина в 3D. Симметричный физике гвоздь фильма  — классика литературы и кино. Фундаментальность этих дисциплин в сумме дает материал для франшизы. Шабаш моющих средств перекочевал сюда из стишка Гете и из повторяющего его эпизода старинной диснеевской «Фантазии», где Микки Маус поступает с метлами и ведрами примерно так же, как волшебник-недоучка с козой и слоном в песне Зацепина и Дербенева. По части цитат режиссера Тертлтауба недоучкой никак не назовешь. Артист Молина в зеркальной ловушке выступает не хуже Гэри Олдмана с кривляющейся передовицы «Ежедневного Пророка» в «Поттериане». В одной из главных ролей — Нью-Йорк. Правда, когда на экран начинают ломиться полчища тараканищ и складываться всей своей несметной массой в неясную громоздкую форму, зритель уже почти готов к тому, чтобы узреть в ней очертания Таганского суда, где ценители «запретного искусства»  передали насекомый привет его гонителям. Но нет, «это не те дроиды, которых вы ищете».

США, 2010. 111 мин.
Режиссер Джон Тертлтауб. В ролях: Николас Кейдж, Джей Барушел, Альфред Молина, Моника Белуччи.
С 15 июля

 

К морю

Фильм — лауреат приза Tiger Awards фестиваля в Роттердаме также вошел в десятку зрительских симпатий, что случается нечасто с конкурсом этого фестиваля дебютов и экспериментов. Между небом и водой, посредине моря, пятилетний мальчик Натан, полуитальянец, полуиндеец, проводит лето с отцом-рыбаком и дедом-рыбаком, с их крабьим уловом, с хитрой рыбой и ногастой белой птицей. Из рыбы и бирюзовой глубины, кажется, состоят дни, и только кофе сам по себе. Уникальное кино начинается как документальный рассказ о распавшейся семье, где все исполнители играют самих себя. Оно состоит из спокойных кадров чистой прозрачной красоты и почти целиком снято из лодки или в прибрежном доме на сваях над выбеленной водой. К финалу его прибьет туда, откуда оно ускользнуло на каникулы — к цивилизации. Мальчик-рыбак вернется к матери в Рим надувать воздушные шарики. Впрочем, автор не делит жизнь на мир и Рим, а мир — на натуральный, то есть истинный, и на искусственный, а значит, надувательский. Его картина мира устроена сложнее и деликатнее, чем драматический вопль о том, что разные ее слои не срастаются. Картина снималась на втором в мире по величине коралловом рифе Банко Чинчорро, и это имеет смысл видеть.

Мексика, 2009. 73 мин.
Режиссер Педро Гонзалез-Рубио. В ролях: Хорхе Мачадо, Натан Мачадо Паломбини, Нестор Марин, Роберта Паломбини.
20 июля
в рамках фестиваля Summertimes в парке искусств «Музеон» на Крымском валу

 

Хочу свистеть — свищу!

Румынское кино редко бывает невесомым, тем более хорошее румынское кино, которое сегодня востребовано на кинофестивалях и у европейской молодежи. Фильм Флорина Шербана получил несколько престижных призов, в том числе «Серебряного медведя» в прошлогоднем Берлине, и это обыкновенное хорошее кино. В нем есть не только подкупающая простота и безыскусность, не требующая от зрителя особенных усилий, чтобы оставаться перед экраном столько, сколько идет фильм. В нем есть и свист, и свет, и сантимент, и воздух, в котором все эти легкие компоненты приходят во взаимодействие и приводят в движение несколько идеалистический сюжет. Чувствуется, как фильм работает легкими, поэтому, хотя действие происходит в колонии для несовершеннолетних, ощущение спокойной чистоты никуда не девается. Ну да, и воспитанников при том зовут, как мелодию наиграли: Амаврикай Жанель, Апостол Флоринель, да Петризор, да Элефтери Даниэль. Но это вообще у румын так принято. Один из них, главный герой, влюбляется в девочку с красивыми губами и переживает, что залетная мамаша увезет его младшего брата в Италию, пока он будет отбывать неделю, оставшуюся от его срока. То есть режиссер дает понять, что примерно этими словами можно назвать шквал переживаний, разрывающий бритого, крепкого, с крутым лбом упертого недоросля, донельзя серьезного и чувствительного. Впрочем, идеализм незаметно перестает быть таковым, потому что становится реальностью. Флорин Шербан осуществляет идею открыть школу актерского мастерства для непрофессионалов. Своих непрофессиональных актеров он искал по колониям, на семинарах в тюрьме. Одного уже точно вытащил в студенты. Остальных будет вытаскивать. Помощь, терапия. Исправительная колония сентиментального режима.

Румыния, Швеция, 2010. 94 мин. Режиссер Флорин Шербан.
В ролях: Жорже Пиштеряну, Ада Кондееску, Михай Константин.
С 22 июля

 

Дикие травы

Название «Дикие травы» — не самый удачный эквивалент первоначальным «Сорнякам». Но, как его ни назови, фильм возглавил в прошлом году десятку фильмов главного французского киноэксперта — журнала Cahiers du cinéma. Автор фильма — историческое лицо в свои 88 лет, и если б только это. Будучи самым знаменитым из ныне живущих классиков, Ален Рене, создавший «Прошлым летом в Мариенбаде» и «Хиросима — моя любовь» и тем мощно повлиявший на киноязык, продолжает снимать важные для сведущих фильмы. Но теперь они становятся «восхитительными» для публики. При этом картины Рене могут быть сколь угодно сюрреалистическими. Необузданные комичные «Сорняки» — ответ извилинам, уныло заросшим мхом. Невоспитанный пожилой парижанин истово и опасно воображает любовь к тоже не юной уже рыжей летчице, подкрепляя воображение походами в синематограф, и требует от предмета не любви, разумеется, а ответной страсти воображения, которое даже больше любви и больше желания любви. Он готов на преступление ради всего, что невозможно, ненужно, нелепо. Эта энергия любовного бреда и бреда вообще существования, сила, которую фильм непринужденно и весело добывает из своего сюжета, оказывается его главной причиной и великолепным следствием.

Франция, Италия, 2009. 104 мин. Режиссер Ален Рене. В ролях: Андре Дюссолье, Сабин Азема, Матье Амальрик, Эмманюэль Дево.
С 22 июля


Начало

Кристофер Нолан продолжает излюбленную тему психических аберраций, бессонницы, памяти и кровососущей совести. Теперь аберрации и совесть происходят во сне, а также во сне, который герои видят во сне, еще во сне, из которого можно проснуться в другой сон. Герой Леонардо Ди Каприо, Дом Кобб (созвучно немецкому «тупая башка»), занимается промышленным шпионажем. Он извлекает секреты из спящих людей, инсталлируя в их подсознание мощные спектакли, совсем как настоящие. Сильнее извлечений Кобба занимает внедрение идей, которые жертва должна развить самостоятельно и не отличить от собственных. Но даже это пустяки по сравнению с переживаниями Кобба по поводу миссис Кобб. После работы Кристофера Нолана над фильмами «Бэтмен. Начало» и «Темный рыцарь» его новый фильм «Начало» считается самым ожидаемым блокбастером лета. Одни ждут, потому что он умный, другие — из-за летучей мыши, к которой Нолан намертво прилип. Фильм, несомненно, оправдает ожидания тех, кто настроен на саму архитектуру съемки, на гладкое скольжение по новым извилистым поворотам сна, чужих извилин. Это действительно дорогая, привлекательная и увлекающая, но все же тяжеловесная, как первые сотовые, игрушка. В ней все ладно, кроме того, что любой самый блестящий инструмент покажется грубым в сравнении с устройством человеческой психики. Пускать эту нежнятину под анестезию энтертеймента — все равно что колоть королевской печатью орехи. С другой стороны, интересно наблюдать, какие фильмы пробуждаются в «Начале», а это весьма торжественное пробуждение. Некоторым вот Стэнли Кубрик примстился.

США, Великобритания, 2010.
142 мин. Режиссер Кристофер Нолан. В ролях: Леонардо Ди Каприо, Кен Ватанабе, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийяр, Киллиан Мерфи, Том Беренджер, Майкл Кейн.
С 22 июля

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии