Искусство
«Овсянки», сэр!
Премьеры осени
67-й Венецианский кинофестиваль состоится в первую сентябрьскую декаду. 11 сентября жюри во главе с Квентином Тарантино огласит призы.
На острове Лидо, как и несколькими месяцами ранее в Каннах, страстно ждали Теренса Малика с фильмом «Древо жизни». Эта картина с артистами Питтом и Пенном делается без обычной производственной спешки, графиков и едва ли близка к завершению. Пока не был объявлен фильм-сюрприз, 23-й в конкурсной программе, надежда на появление в ней фильма Малика еще теплилась. Хотя обыкновенно у венецианских сюрпризов бывает южноазиатский акцент, что отлично выражает вкусы шефа фестиваля Марко Мюллера, занимающего этот пост шестой год. Против всех традиций один из сюрпризов объявили задолго до открытия, им оказался фильм Ежи Сколимовского «Необходимое убийство». Зато по рекомендации Марко Мюллера «Золотого льва» за вклад в кинематограф вручат Джону Ву, избавившему на экране множество киногеничных предметов от гравитации, певцу парящих пуль и голубей, вписавшему иероглифы крови в жанр экшен, вдохновившему представителей разных поколений западных кинорежиссеров от Скорсезе и Демме до Тарантино и Ассайаса. Кроме того, от Азии в конкурсе представлены два японских фильма — самурайский «13 убийц» Такаши Миике и «Норвежский лес» Трана Ан Хуна, а также китайский «Детектив Ди и тайна призрачного пламени» Цуи Харка. Но остромодные Южную Корею и Таиланд придется искать в «Горизонтах».
От России заявлены четыре фильма. Алексей Федорченко, чьи «Овсянки» отобраны в главный конкурс, уже был принят в Венеции с большим воодушевлением, когда поразил публику, специалистов и лично Марко Мюллера фильмом «Первые на Луне», умной и технически виртуозной имитацией хроники одного космического полета и подготовки к нему задолго до американцев. В переводе фильм назван «Спящими душами».
В «Горизонтах» покажут работы российских видеохудожников Виктора Алимпиева «Слабый Рот Фронт» и «Воодушевление» нижегородского дуэта ПровМыза, состоящего из Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Их предыдущий фильм с успехом демонстрировался на роттердамском фестивале. Третьим участником «Горизонтов» станет 26-минутный фильм художника во всех возможных смыслах этого слова Рустама Хамдамова «Бриллианты».
Венецианский фестиваль, выросший из биеннале, в оригинале зовется «выставкой» — Мострой. В последние годы эта кинематографическая выставка практикует повышенную толерантность к самым разнообразным формам визуального искусства. Некоторые из них лишь условно можно причислить к кинематографу. Основные аспекты кино как популярного развлечения, как экспериментального и академического искусства, как развитой индустрии и даже как одной из версий всемирной истории человечества здесь учтены в разнообразных программах и ретроспективах. Все виды, все формы, все жизни приветствуются и поощряются. Однако если прежде обеим конкурсным программам было свойственно взаимопроникновение, теперь они разграничены более жестко. В прошлом году игроки мировой арт-сцены Ширин Нишат и Пипилотти Рист были представлены в основном конкурсе и в новаторском конкурсе «Горизонтов». В этом — основной конкурс отдан более традиционному киноискусству, а конкурс «Горизонты» — сугубому эксперименту. С одной стороны, экспериментального кино в Венеции становится больше, секция «Горизонтов» составлена из 21 фильма разной продолжительности, и все они в статусе мировых премьер. С другой — это похоже на любезное выстраивание гетто для поискового кино в отдельно взятой программе, тогда как конкурс ориентируется на менее экстремальный контекст. Откроет программу «Горизонтов» очередная гендерная сказка Катрин Брейя по мотивам сказок Шарля Перро «Спящая красавица». Но задавать тон будет точно не она. В «Горизонтах» участвуют сильнейшие работы. Помимо российских лент, это новый фильм Пола Моррисси «Новости отсюда», картина Ноэля Берча «Забытое пространство», «Звездная пыль» Никола Провоста.
Вне конкурса покажут очередное энергичное упражнение в трэше и ярости «Мачете» Роберта Родригеса, посмертную премьеру Денниса Хоппера «Последнее кино», «Лофт» Кена Джейкобса, «Город» Бена Аффлека и «Я все еще здесь: потерянный год Хоакина Феникса» его младшего брата Кейси Аффлека.
В конкурсе преобладают американские фильмы. Фестиваль откроется «Черным лебедем» Даррена Аронофски, чей «Рестлер» был отмечен «Кубком Вольпи» за лучшую мужскую роль, сыгранную Микки Рурком. Новый фильм «Где-то» представит Софья Коппола. Заявлены «Мирал» Джулиана Шнабеля, «Дорога в никуда» Монти Хеллмана и «Обход Мекка» Келли Райхардт. Актер Винсент Галло привезет сразу два фильма: «Писано на воде» — в конкурс и «Агента» — в «Горизонты». Кроме того, высокий и синеглазый появится и в добавленном в конкурс в последний момент фильме Сколимовского, где у Галло главная роль бессловесного пленного афганского беглеца, мотыляющегося по трупам на европейском континенте.
Сравнимо с американским присутствием в конкурсной программе только итальянское, и здесь заявлены достаточно новые имена: Асканио Челестини с «Паршивой овцой», Саверио Костанцо с «Одиночеством простых чисел», Марио Мортоне с «Мы верили» и Карло Мазакуратти со «Страстью». Францию представят неизменный Франсуа Озон с «Вазой» и полюбившийся европейской публике автор «Кускуса и барабульки» Абделатиф Кешиш с «Черной Венерой». Есть также фильмы из Канады, Испании и менее очевидных Чили и Греции. Особые надежды возлагаются на Тома Тыквера, отошедшего от производственных блокбастеров типа «Парфюмера», и его картину «Три».
Вне конкурса на Лидо покажут массивную историческую программу «Комедия по-итальянски» и ретроспективу, названную «Положение вещей». Кроме того, параллельно официальным секциям Мостры и независимо от нее в Венеции действуют еще две респектабельные программы. «Международная неделя критики» составлена из семи дебютных картин, отобранных ассоциацией итальянских кинокритиков. «Авторские дни» сверстаны из 12 фильмов, выбранных ассоциациями итальянских кинематографистов, независимых режиссеров и продюсеров. Премьера нового короткометражного фильма лауреата «Золотого Льва» Джафара Панахи «Аккордеон» как раз и откроет программу «Авторских дней». Ожидается, что освобожденный под залог из тюрьмы иранский режиссер приедет лично представить картину. Зимой власти Ирана не выпустили режиссера в Берлин и спустя некоторое время арестовали его вместе с семьей. Весной на минувшем Каннском фестивале кресло Панахи, символически включенного в состав жюри, пустовало. Его новая работа об уличных музыкантах в Тегеране является частью большого кинопроекта, посвященного Всемирной декларации прав человека.
Закроет фестиваль интерпретация шекспировской пьесы «Буря» американки Жюли Тэймор. Всего в четырех официальных секциях состоятся 84 премьеры.
Комментарии