Заграница
В преддверии третьей ливанской
Израиль и Иран могут помериться силами
В середине октября Махмуд Ахмадинежад планирует нанести визит в Южный Ливан — регион, который, по его словам, де-факто является сейчас ирано-израильской границей. Иранский лидер намеревается сделать символический жест — бросить камень в сторону еврейского государства, подчеркнув таким образом враждебность Тегерана по отношению к Израилю, а также проехаться по местам боевой славы второй ливанской войны.
После перестрелки на ливано-израильской границе, произошедшей в первых числах августа, многие политологи вспомнили операцию 2006 года и стали предрекать начало нового конфликта.
Холостой выстрел
«Вторая ливанская война была лишь генеральной репетицией, — говорит израильский политолог Дов Конторер, — и стороны начали готовиться к следующей войне буквально сразу после ее завершения. Многие называют операцию «Достойное возмездие» холостым выстрелом, шансом, который предоставился Иерусалиму и был упущен. Теперь, развязав войну с Ливаном, Израиль рискует окончательно закрепить за собой образ милитаристской агрессивной державы».
Вторую ливанскую войну эксперты считают типичным конфликтом будущего. Вот, например, как характеризует ее начальник штаба американской армии генерал Джордж Кейзи: «Несколько тысяч боевиков в течение месяца оказывали сопротивление самой сильной армии Ближнего Востока, которая пользовалась господством в воздухе, численным преимуществом и неизмеримым технологическим превосходством. Это была война муравьев против слона, в которой неповоротливый гигант с трудом отбивался от муравьиных укусов».
Конфликт между Израилем и Ливаном начался в 1982 году, когда разразилась первая ливанская война, до сих пор именуемая в Иерусалиме как операция «Мир Галилее». В результате военных действий Израиль оккупировал часть Южного Ливана и создал там буферную зону, чтобы предотвратить вылазки на свою территорию радикальных боевиков-шиитов из только что основанного движения «Хезболла». К 2006 году при поддержке Ирана и Сирии это движение стало одним из ведущих региональных игроков, а его руководителя, шейха Хасана Насраллу, в Иерусалиме изображали в виде змея, пожирающего Ливан. И хотя формально после второй войны была достигнута договоренность о разоружении боевиков, в реальности подразделения «Хезболлы» влились в ливанскую армию. «На настоящий момент, — заявил в интервью «Однако» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, — не менее трети солдат, служащих в армии Ливана, симпатизируют шиитам и «Хезболле». Американское и французское оружие, поставляемое в Ливан, попадает в руки боевиков. А идея правительства Эхуда Ольмерта о том, что на границе с Израилем должна быть дислоцирована правительственная армия, обернулась в итоге фарсом: подразделения «Хезболлы» были интегрированы в национальные вооруженные силы и уже в форме ливанских солдат встали на защиту южных границ государства».
Взлет «Хезболлы»
За четыре года, прошедших с окончания второй ливанской войны, «Хезболла» укрепила позиции на юге Ливана и получила от своих покровителей в Дамаске и Тегеране современные вооружения, с помощью которых может угрожать не только северным, но и центральным городам Израиля (ракеты дальнего действия достигают Иерусалима, радара в Негеве и реактора в Димоне). По некоторым данным, в распоряжении боевиков сейчас находится около сорока тысяч ракет (среди них сирийские Scud и китайские ракеты типа «земля-море»). И хотя на прошлогодних парламентских выборах в Ливане победу одержала прозападная «Коалиция 14 марта», «Хезболла» по-прежнему имеет колоссальное влияние на внутреннюю политику страны. Лидерам движения удалось отстоять право вето, которым они обладали в предыдущем кабинете Фуада Синьоры, получить два министерских портфеля и привлечь на свою сторону значительную часть друзов, суннитов и христиан, еще совсем недавно считавшихся смертельными врагами ливанских шиитов.
«Правительство в Бейруте, — рассказывает Сатановский, — неспособно контролировать ситуацию в стране, и Ливан все чаще сравнивают с несостоятельными государствами вроде Сомали. Кабинет Харири-сына был сформирован лишь благодаря договоренностям, заключенным между внешними игроками — Сирией и Саудовской Аравией. Но эксперты сомневаются в его эффективности: слишком велики противоречия между ключевыми региональными державами. Чего стоит, например, знаменитая фетва саудовских богословов, запретивших в 2006 году молиться за победу проиранской«Хезболлы».
Пользуясь слабостью центрального правительства, шиитские радикалы во главе с шейхом Насраллой хозяйничают в Ливане. Однако, по словам The Economist, «позиции движения «Хезболла» на международной арене в последнее время пошатнулись. Традиционный союзник — Сирия — отрекается от него ради сближения с Турцией и Саудовской Аравией, Соединенные Штаты замораживают пакет военной помощи Ливану из опасений, что деньги попадут в руки «Хезболлы». А Международный трибунал ООН собирается признать руководителей движения виновными в организации убийства ливанского премьера Рафика Харири». Шейх Насралла чувствует себя загнанным в угол и, естественно, усиливает антиизраильскую риторику. Неслучайно на первой полосе ливанской газеты «Аль-Ахбар», которая считается рупором «Хезболлы», появилась недавно статья под заголовком «Июльская война не закончена», а после инцидента на границе воинственный шейх пообещал «отсечь израильтянам руку, если только она поднимется на Ливан».
Еще одним casus belli для «Хезболлы» является борьба за обширные газовые месторождения, обнаруженные недавно на востоке Средиземного моря. Как заявил один из руководителей движения Хашем Сафи аль-Дин, «если Израиль действительно собирается прибрать к рукам найденные в регионе энергетические запасы, Бейрут должен сражаться за них до последней капли крови». Решимости ливанцам прибавляет обещание Ахмадинежада оказать помощь в освоении средиземноморского шельфа.
Ястребы Нетаньяху
Израильская политическая элита также не исключает возможность военного противостояния с Ливаном. Президент Шимон Перес заявил недавно, что «Хезболла» превратила страну в «пороховую бочку», а премьер-министр Нетаньяху пообещал «дать агрессивный отпор» шиитским боевикам.
Еще месяц назад бывший американский посол в Египте и Израиле Дэниел Курцер опубликовал доклад «Третья ливанская война», в котором утверждалось, что Иерусалим заинтересован в военном конфликте, максимально ослабляющем «Хезболлу», и только ищет повод, для того чтобы вновь оккупировать Южный Ливан». По словам эксперта из вашингтонского Института исследования Ближнего Востока Джеффри Вайта, «в ЦАХАЛ уже создан специальный «ливанский корпус», состоящий из пяти отборных дивизий». «Чаша терпения израильтян лопнула, — говорят люди из окружения Нетаньяху, — заговор против начальника генштаба ЦАХАЛ Габи Ашкенази, несколько ракетных атак с ливанской территории, перехват груза оружия, отправленного из Ирана на борту Francecop, а теперь еще и нападение на израильских пограничников. Поводов для войны более чем достаточно».
По словам Сатановского, «Нетаньяху еще может пойти на попятный и ради красивой картинки на CNN отказаться от жесткого курса, создать коалицию с противниками военных действий из Кадимы и Аводы, отдав контроль над правоцентристским лагерем в руки Авигдора Либермана. Ливанский вопрос это, конечно, не разрешит, зато поставит крест на политической карьере Биби и еще на один шаг приблизит нынешнего министра иностранных дел к заветному премьерскому креслу».
Иранский плацдарм
По словам экспертов, Израилю, скорее всего, предстоит масштабный региональный конфликт с Ираном. «Столкновение с «Хезболлой» и операция «Литой свинец» в Газе, — рассуждает Сатановский, — это не арабо-израильские, а ирано-израильские войны, в которых Тегеран пытался расправиться со своим главным соперником руками арабов. И если Израиль не сумеет разгромить радикальных боевиков в Ливане, иранцы всегда смогут зажать его в клещи с юга и с севера с помощью ХАМАС и «Хезболлы». В этом смысле любопытно, что на недавней встрече со своими французскими и американскими коллегами израильские военные настаивали на том, что удар по «Хезболле» будет гораздо более эффективным и болезненным предостережением Ирану, чем бомбардировка его ядерных объектов.
В свою очередь, в Тегеране надеются, что третья ливанская война окажется на руку Исламской Республике: поможет отвлечь внимание Запада от иранской ядерной программы и подорвет позиции Израиля, неспособного справиться с «Хезболлой», которая, по словам иранского министра обороны Ахмеда Вахиди, получит «масштабную помощь от Исламской Республики».
Таким образом, ключевые игроки на Ближнем Востоке заинтересованы в столкновении Ливана и Израиля. «Конечно, угроза регионального конфликта довольно эффективно сдерживает их, — отмечают эксперты из Международной кризисной группы (авторитетной организации, состоящей из бывших послов), — однако по мере усиления «Хезболлы» усиливается и стремление Израиля решить проблему пока не поздно и избавиться от иранского плацдарма на своей северной границе». Забавно, что умудренные опытом дипломаты не могут предложить ни одного рационального способа решения ливанской проблемы и ограничиваются призывом «скрестить пальцы в надежде на то, что страх перед катастрофическим конфликтом — достаточно веское основание для того, чтобы его не разжигать».
Комментарии