Искусство
Читать!
Главное
Общественная жизнь Ленинграда
в годы перестройки. 1985—1991.
Сост. О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис.
СПб.: Серебряный век, 2009.
Назначение Горбачева и апрельский пленум, «интенсификация» и «ускорение», «сухой закон» и погромы в Сумгаите, передачи «600 секунд» и «Взгляд», «Демократический Союз» и четырехмиллионные тиражи «Огонька», Нина Андреева и волна народных фронтов по городам СССР, Ельцин и Собчак, выборы народных депутатов 1989 года и проект пешеходной зоны в центре Ленинграда. Список произвольный и потенциально бесконечный, ибо ценность события определяют не строгие критерии, а наличие кругов на воде, задержка в коллективной памяти. Но в том и фокус, что память устроена сложным образом. И вот уже люди, стоявшие в конце восьмидесятых в очереди за колбасой, на голубом глазу говорят, что в советские времена все были сыты. Чтобы иногда хотя бы чуть-чуть корректировать эти вздорные конструкции, активно поддерживаемые нынешней властью, нужны такие сборники, как вышедший по инициативе питерского «Мемориала» огромный кирпич — хроника пяти лет «перестройки» и свыше восьмидесяти интервью общественных деятелей того времени.
В списке информантов нет персон, известных широкой публике. Это не всепогодный «звездный состав», который в любых контекстах несет нечто равно бессодержательное. Через интервью активных участников «Мемориала», Хельсинкской группы, различных экологических движений и даже общества «Память» (из песни слов не выкинешь) в первой части-хронике расставляются необходимые акценты. Впрочем, она даже подряд читается как роман-припоминание, если не разоблачение. Например, мало кто сейчас отдает себе отчет в том, что варварская градостроительная политика московских властей была опробована в Ленинграде, где в 1988 году, несмотря на протесты общественности, снесли историческое здание гостиницы «Англетер». Или что нынешний ОМОН, рьяно разгоняющий митинги и шествия, без особых изменений реализует инструкции советской милиции. Книга ярко свидетельствует, что современная Россия — это советское общество, освоившее элементарные практики индивидуального потребления. Не более того.
Основное
Пол Кронин. Знакомьтесь – Вернер Херцог.
Москва: Rosebud Publishing, 2010.
В изучении кино есть удобный и популярный жанр «режиссер о режиссере», когда от автора требуется вовремя задавать вопросы, а персонаж отдувается по полной, изображая еще и толкователя собственного творчества. Нельзя сказать, что популяризатор кино Пол Кронин чем-то принципиально отличается от своих братьев по оружию, но его книга выигрывает за счет честности своего персонажа и на ней, по сути, паразитирует. В европейском, да и в мировом кино вряд ли сыщется другой такой же псих, как Вернер Херцог. Можно возразить, что есть, мол, всяческие Терри Гиллиамы и Ларсы фон Триеры, но у них творчество и личность конвенционально разделены в полном соответствии с буржуазными нормами. Херцог не такой, его работу в кино можно сравнить с яростью берсерка, скандинавского воина, сознательно объевшегося грибов и впавшего в состояние боевого транса. Берсерка нельзя одолеть, он может либо сам закончить бой, либо убить себя, либо задохнуться под грудой трупов. Можно было бы сказать, что об абсурдных подвигах Херцога сложены легенды, однако в этих рассказах очень мало вымысла. Херцог успевает выкинуть очередной фокус раньше, чем люди сочинят о нем небылицу. Он ходил пешком сотни километров, жалил себя ядовитыми колючками, тащил колесный пароход в джунгли на съемках картины «Фицкаральдо», сделал актером недоразвитого найденыша Бруно С., заставил Кристиана Бейла на съемках откусить кусок от живой змеи. Фильмы у него интернациональные, нужные всем людям доброй воли и чистого сердца. О себе Херцог рассказывает искренне. И так же советует будущим режиссерам больше ходить, ездить, смотреть и работать руками. Он — дарвинист, слепивший себя из труда и мужества. Может, дело в военном детстве. А может — в страхе и стыде, что можешь, а не делаешь…
Ник Хорнби.
Голая Джульетта.
СПб.: Амфора, 2010.
Бывшая учительница Энни работает в маленьком музее приморского городка и проводит часть свободного времени на сеансах психоаналитика. Пожилой доктор констатирует все то, что можно обнаружить у страдающей от одиночества женщины среднего возраста, но она и так это знает. У нее есть, как ни странно, друг Дункан, инфантильный ленивец под сорок, который ничего не делает в жизни. Денег для совместного времяпрепровождения свободной семьи это, понятное дело, не добавляет. Единственное осмысленное занятие этого деграданта — фан-клуб забытого певца Такера Кроу. О нем больше никто не помнит, и так проще ощущать уникальность своего увлечения. Эта вялотекущая мелкобуржуазная шизофрения тянется уже 15 лет. Детей у пары нет, к тому же потенциальный глава семьи сам как ребенок. Очередной альбом Такера Кроу под названием «Голая Джульетта» вносит разлад в без того натянутые отношения Дункана и Энни. Дело в том, что Энни в один прекрасный день пишет письмо самому мистеру Кроу и между ними завязывается оживленная переписка. Преимущества Хорнби («Долгое падение», «Логорея», «Слэм») тесно связаны с его недостатками. Это не очень страстная, скорее, пастельная литература, написанная человеком с образованием не ниже высшего. Это скепсис, тонкое знание людей и всего, чего с ними уже никогда не случится. Это умение так избегать событий, чтобы читатель забыл о своей в них потребности. Лучшая британская проза рубежа веков.
Дополнительное
Даниэль Арасс.
Деталь в живописи.
СПб.: Азбука-классика, 2010.
У нас долгое время не переводили современных историков искусства. Не создателей и адептов современного искусства из числа критиков, а именно академических скрипучих историков в традиции венской формальной школы, американской иконографии и других течений «наук о духе», наивно пытавшихся заявить о своем первенстве в минувшем столетии. Почти никем не замеченное исключение — изданный несколько лет назад сборник британца Томаса Баксендолла «Узоры интенции» плюс некоторые проверенные временем обзоры вроде «Основ современного искусства» Вернера Хофмана и ключевых для преподавания предмета работ Лионелло Вентури, Герберта Рида, Николая Певзнера. Но все это тоже тексты преимущественно давние. Рано умерший историк Даниэль Арасс — из числа актуальнейших фигур французского искусствоведческого ландшафта. Его книга «Деталь в живописи» не нарочно переворачивает представление об известных картинах; это происходит потому, что акцент изначально ставится не на стиле, сюжете и истории изображения, а на том, что оно скрывает от глаз. Обманки, отражения, визуальные инверсии раскрываются даже в тех полотнах, которые принято считать прозрачными, иллюзионистскими в традиционном смысле слова. Больше всего затей оказывается не в Италии с ее тяготением к прекрасной ясности, а в раздвоенной, мятущейся Голландии. Воображение, как известно, компенсирует телесную недостаточность…
Игорь Пронин. Черная молния.
Москва: АСТ, 2010.
Фабула этой повести урывками известна многим кинозрителям хотя бы по обильным роликам, которые под Новый год наводнили Интернет. Студент отделения менеджмента, получивший от отца в подарок старую «Волгу», обнаруживает ее способность летать и занимается сначала скоростной доставкой цветов, а потом благородным спасением сограждан. Попутно Дима добивается взаимности от образцово милой и столь же глупой однокурсницы, подвергаясь преследованиям лютого миллиардера Купцова, грезящего о мировом господстве. Сюжет заметно окрашен грустью по советскому времени, культуре и науке, ценностям шестидесятников, «настоящей» любви, искренности чувств. Парадокс в том, что ностальгический ревизионизм упакован под американскую историю о супергерое. Как ни странно, в образовавшейся смеси заметно протухший ингредиент под кодовым названием «назад в СССР» нейтрализуется и превращается в такую же игру с образами прошлого, что и в «Стилягах» Валерия Тодоровского. Авторы фильма, равно как опытный изготовитель литературного продукта Игорь Пронин, апеллируют не столько к прошлому, сколько к международному «посткризисному» тренду с его возвращением к «истинным» ценностям, повышению престижа взаимопомощи и т. д. Более того, это не трэш даже с литературной точки зрения. Фильм «Черная молния» не очень полюбился массовому зрителю, которому был адресован. Создатели, похоже, решили, что можно опустить за ненадобностью ряд сюжетных мотивировок. Книга успешно восстанавливает их в правах.
Комментарии