Искусство

Миннесота

Братья играют в хоккей за команду провинциального города. Старший весел и лих. Младший старшего боготворит. Заезжий рекрутер кладет глаз на младшего, сулит тому НХЛ, Миннесоту, будущее. Такое, что застает врасплох, рвет жизнь пополам, а не скукоживается из тусклой череды неразличимых месяцев, складывающихся в года. Четвертый фильм Андрея Прошкина, автора «Игр мотыльков», уже собрал некоторое количество призов на отечественных фестивалях, но не фестивальный сюжет кажется магистральным в судьбе картины, а ее будущая прокатная история. С одной стороны, повышенная эмоциональная температура, отличные актерские работы, разогретая мускулатура, взгляд в хоккейный кулуар, любезный болельщику. С другой стороны, картина поставлена по сценарию Александра Миндадзе, который никогда не слыл драматургом легко усвояемого кино. На мой взгляд, Андрей Прошкин блестяще выдержал испытание и этим языком, и этой драматургией. Его внимательная и точная режиссура уравновешивает высокий метафорический пафос, не снижая его. Картина эпического замаха и архетипических положений получает очень понятный масштаб в рост зрителя, про которого режиссер деликатно помнит в каждом эпизоде. В фильме как будто сведены, не конфликтуя, две линзы. В одну входят космический простор и трагедийный сквозняк, яростно сшибается и грохочет что-то непримиримое. В другой — собирается тепло, аккумулируется энергия повседневной жизни, чистых без полутонов чувств. «Миннесота» здесь, конечно имя нарицательное, ловко, впрочем, перевертывающееся, например, в «Пензу» со всеми вытекающими последствиями. За ним тоска по не своей жизни, по большому размашистому движению, мгновенному ловкому рывку на кисельный берег, минуя разом муторный труд и быт, тоска, остро проявляющая себя в сегодняшней искушающей действительности. Пиковая дама, конечно, — вот кто она такая, Миннесота.


Россия, 2009. 86 мин. Режиссер Андрей Прошкин.
В ролях: Сергей Горобченко, Антон Пампушный,
Виталий Хаев. В прокате с 5 ноября

Автор: Вероника ХЛЕБНИКОВА

Комментарии