Экономика
Прецедент исторического масштаба
Удастся ли использовать шанс поставить ФРС под государственный контроль?
Конгресс США вплотную подошел к процедуре официального рассмотрения проекта закона о прозрачности Федерального резерва.
Данный закон предписывает обязательный аудит ФРС со стороны Государственного управления финансовой отчетности при конгрессе США — Government Accountability Office (GAO). Речь не идет о стандартной проверке финансовой отчетности — она и сейчас ежегодно проводится с привлечением независимого аудитора. Да и GAO проверяет ФРС, но только в сфере банковского регулирования и защиты потребителей, без права аудита монетарной политики. Теперь предполагается, что GAO должно будет осуществлять комплексную проверку, включая процедуры принятия решений Комитетом по открытому рынку ФРС, процедуры назначения на ключевые посты в рамках ФРС и ее структур, характер и детали помощи национальным банкам, содержание операций, осуществляемых ФРС с иностранными государствами, и многое другое. В случае принятия закона может пролиться свет на самые секретные действия ФРС, многое станет известно широкой общественности о природе и механизмах этой организации, до сих пор остававшихся под завесой тайны.
ОДИНОЧКА ПРОТИВ СИСТЕМЫ
Проект закона об аудите ФРС был внесен конгрессменом-республиканцем Роном Полом. Кто же этот человек?
В качестве законодателя он ветеран — одиннадцать сроков в конгрессе США. Рон Пол дважды (в 1988-м и 2008 годах) участвовал в гонке за право участия в качестве кандидата на президентских выборах США. На выборах 1988 года он выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах от Либертарианской партии, в 2008 году — от Республиканской партии. В прошлом году его кампания вызвала широчайшую поддержку индивидуальных избирателей. Несмотря на свой почтенный возраст (ему 74 года), Рон Пол чрезвычайно популярен среди молодежи и, несомненно, является самым поддерживаемым политиком в глобальной сети Интернет.
И тем не менее истеблишментизированные СМИ до сих пор называют его ?маргиналом?. По своим убеждениям, с точки зрения стандартных классификаций, Рон Пол не левый и не правый политик, точнее —и левый, и правый одновременно. Он убежденный борец за свободы и права американцев, гарантированные конституцией США, сторонник возвращения золотого стандарта, противник расширения программ государственных расходов, в том числе на социальные нужды, в то же время последовательный защитник бедных людей, противник абортов (будучи врачом, он сам лично принял более 3000 родов), сторонник права на оружие, последовательный противник выполнения Америкой полицейских функций в глобальных масштабах (выступал против операций в Афганистане, войны в Ираке и пр.), яростный противник финансовой олигархии, власти денег и большого капитала (несмотря на это, американские профсоюзы потратили уйму денег на его политическую дискредитацию). Он сторонник свободной рыночной экономики и противник центрального планирования —ни разу за всю свою многолетнюю работу в конгрессе Рон Пол не проголосовал за повышение налогов, равно как ни разу не отдал своего голоса в поддержку увеличения государственных расходов.
Внимательный анализ убеждений Рона Пола приводит к однозначному выводу, что он американский традиционалист.
С законодательными инициативами, направленными на ограничение полномочий ФРС, обеспечение прозрачности этой организации и ее подотчетности законодательной власти, Рон Пол выступает как минимум с 1986 года. Однако до последнего времени он не находил достаточной поддержки среди своих коллег-законодателей.
Ситуация неожиданно изменилась.
В настоящий момент законодательную инициативу о расширенном постоянном аудите ФРС поддержали уже более двух третей от списочного состава нижней палаты конгресса и большое число сенаторов. Среди почти 300 членов нижней палаты американского конгресса, выразивших на данный момент свою поддержку законопроекту, есть как республиканцы, так и демократы, включая влиятельного председателя комитета по финансовым услугам палаты представителей Барни Франка.
Для самого Рона Пола поставить ФРС под общественный и государственный контроль — это паллиативное и компромиссное решение. Его личная позиция радикальна: подобно президенту Эндрю Джексону в XIX веке он выступает за полное упразднение центрального банка, тем более если этот Центральный банк по сути является частной организацией, а потому ставящей интересы своих учредителей выше интересов общественных.
Очевидно, что на такое радикальное решение американский конгресс пойти не может. Однако и нынешних законодателей настрой поставить ФРС под контроль общества, откровенно говоря, является неожиданным.
ЗАКОНОДАТЕЛИ ДАЮТ БОЙ ФИНАНСОВЫМ ЛОББИСТАМ?
Думается, что поддержка конгрессменов была обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, становится все более распространенным убеждение, что именно благодаря сверхмягкой политике процентных ставок ФРС были надуты финансовые пузыри в США. То есть вместо того, чтобы следить за стабильностью финансовой системы и предупреждать возможность создания условий для кризиса, ФРС была главной причиной того острого системного кризиса, который оказался самым сильным со времен Великой депрессии.
Во-вторых, в рамках спасения банковско-финансовой системы ФРС оказало помощь банковским институтам, истратив (напечатав) огромные суммы денег, счет которым пошел на триллионы долларов. В то же время ФРС оказывает сопротивление любым попыткам узнать детали оказания подобной помощи, ссылаясь на законодательное положение о своем независимом статусе, а также на банковскую тайну. А ведь за всем этим может скрываться порочная практика поощрения моральной безответственности ключевых финансовых институтов и банальная коррупция.
В-третьих, ФРС своими действиями систематически способствует росту инфляции, которая грозит перерасти в гиперинфляцию. Любопытно, что ранее администрация Барака Обамы (в которой очень сильно банковско-финансовое лобби) подготовила пакет мер по реформированию системы регулирования финансовой системы, в рамках которого ФРС предполагается наделить… широкими дополнительными полномочиями (!), включая деятельность по мониторингу и защите (!) интересов и прав клиентов банков и финансовых структур (вкладчиков, заемщиков и др.). Учитывая природу ФРС и предшествующий многолетний опыт ее функционирования, это все равно как уполномочить волка охранять овечье стадо или лису — курятник.
Если закон об аудите ФРС будет принят, он поставит администрацию с ее предложениями в весьма щекотливое положение.
ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
ФРС представляет собой систему 12 региональных Федеральных резервных банков и исполняет функции Центрального банка США. При этом ФРС не является государственной структурой. Подобно морской свинке, которая, как известно, не морская и не свинка, Федеральные резервные банки — не федеральные (это частные финансовые институты), не резервные (никаких резервов там нет — одни долги и дефицитный баланс на сумму более 2 трлн долларов), и, наконец, это никакие не банки — это денежный печатный станок США, находящийся в частных руках и действующий преимущественно в узкогрупповых интересах финансовой олигархии.
Предложение о расширенном аудите ФРС буквально вызвало истерику руководства этой организации, начиная с нынешнего председателя Федерального резерва Бена Бернанке. В силу пошли все мыслимые, хотя и сомнительные, аргументы и даже угрозы. Дескать, данный закон нарушает принцип независимости Центрального банка (хотя Барни Франк недвусмысленно заявил, что конгресс не намерен вмешиваться в механизм принятия решений по монетарной политике). Руководство ФРС предупреждает, что расширенный аудит ФРС «подорвет доверие» к этой организации. Это совсем смешной тезис, ведь отсутствие доверия как раз определяется непрозрачностью, а аудит призван служить инструментом повышения доверия. Высказывается мысль, что угроза аудита будет оказывать давление на членов Комитета по открытому рынку, в результате чего произойдет рост процентных ставок. Умозрительность этого тезиса вообще не стоит комментировать. Наконец, что государственный контроль над ФРС подорвет значение доллара как мировой валюты.
Полноте, господа! Не ваши ли действия подрывают международный статус доллара?
Все время увеличивающаяся скорость работы денежного печатного станка, постоянная готовность «разбрасывать деньги с вертолета» (выражение Бернанке, прозванного за это «вертолетчик Бен»), неумеренная кредитная экспансия, ведущая к лавинообразному росту задолженности всех секторов экономики США, раскручивание маховика инфляции, отсутствие надлежащего контроля над банками, пустившимися в опасные спекуляции и поставившими на грань катастрофы всю мировую финансовую систему, — разве это все не ваших рук дело?!
Что бы ни стояло за нынешней попыткой поставить ФРС под общественный контроль — внутриэлитные разборки или действительное осознание невозможности сохранения практически безграничной и все более опасной власти этого института, — в случае успешного ее воплощения в жизнь можно ожидать некоторого оздоровления сферы финансов. Этот шаг может положить начало действительно глубокой перестройке мировой финансовой архитектуры.
Остается только напомнить, что предыдущая — неудачная — попытка ограничить власть ФРС связана с именем Джона Фицджеральда Кеннеди. Так что скептицизм в данном случае более чем уместен.
Комментарии