Живой уголок

Субкультурный диалог

Недавно одним из гостей «Познера» (ТВ-мэтра, передачи и парохода) был мэтр эстрадный (столь же пароходного масштаба) — Иосиф Давыдович Кобзон. Титан советской сцены убежденно и стилистически безупречно говорил об агонии, о гибели культуры. И о том, что для сохранения оной нужны бюджеты. Трудно возразить.

 

Но есть желание.

 

Оба ТВ-собеседника — советские деятели. А в СССР под собственно «культурой» понимали субкультуру творческой интеллигенции. Это тезис, кстати, услышал впервые лет 15 назад из уст директора Института культурологии Кирилла Эмильевича Разлогова. Очевидно. Кто платит, тот и музыку заказывает. Со времен Октябрьской революции богема имела неоспоримое влияние на власть, что и постулировало финансирование данной субкультуры, которая была бесспорно качественна и чудо как хороша. Но! Ведь нельзя же утверждать, что она лучше и достойнее, скажем, субкультуры канадских эскимосов или калифорнийских рэперов. Не говоря уже о конфессиональных субкультурах. Судьи-то кто? Статистически у упомянутых интеллигентов фанатов меньше, чем поклонников рэпа. И коль скоро мы решили жить по противоестественным лекалам демократии, не будем забывать ее, демократии, дефиницию: власть большинства, народовластие (от греческих dеmos — народ и kratos — власть). Примадонна отечественной попсы Алла Пугачева не имела в СССР и сотой доли эфирного времени, которое жертвовалось камерным концертам. Хотя количество эфиров, по логике вещей, должно быть обратно пропорционально нотному качеству. И в эпоху рыночных отношений спасать культуру бессмысленно. Если речь не о масс-культе.

 

А у интеллигенции свои, отличные от электората представления о прекрасном. Именно поэтому на Гостелерадио СССР безраздельно доминировала симфоническая музыка, в то время как покорный зритель полуподпольно внимал на кухнях проникновенному пре-рэпу Владимира Семеновича Высоцкого. В кинотеатрах демонстрировали ладно сработанные гламуризированные полотна, фанфарно трактующие события Второй мировой, а рекорды домашних видеопросмотров била «Греческая смоковница» (и прочая эротическая развлекуха).

 

Не было и нет смысла полемизировать, пытаясь понять, что «полезней для подрастающего поколения» или «культурней» — Чайковский или Окуджава? Абсурд. Jedem den Seinen. Одно с другим прекрасно уживается. В полной гармонии. Поэтому ТЭФИ и прочие премии будут вручаться в соответствии с «правящей системой координат», а термин «фестивальное кино» — как и во всем мире — будет антонимом кино популярному. Так что ныне все просто стало на свои места. Призыв лелеять «разумное, доброе, вечное» в нынешнем контексте есть просто глас вопиющего в пустыне. Снявши голову, по волосам не плачут. И без того неоправданно долго в России поэт был больше чем поэт, а писатели числились инженерами душ человеческих. Совокупность норм & ценностей отечественной творческой интеллигенции более не смеет претендовать на звание «Культуры как таковой». А утратив властную крышу, субкультура интеллигенции не может рассчитывать на то, что будет массовой. Независимо от моего или вашего к этому персонального отношения. Массовой будет другое. «Люди Икс». И трио «Виагра». Биг-мак. Это не значит, что у нашей творческой интеллигенции нет шансов на реванш. Субкультура хиппи в свое время стала доминирующей в США. Однако мы живем в стране, где элита безнадежно люмпенизирована…

 

Рейтинговая ТВ-продукция (речь не только об отечественном ТВ) мне не по нраву. И никому из моих знакомых (среди коих, между прочим, есть руководители & совладельцы телеканалов) тоже не мила. Ну и? Против лома массового спроса нет приема насаждения того, что отвечало бы Критериям. Бесспорным, конечно, представляется тезис Иосиф Давыдыча о необходимости дотаций. Только вопрос (риторический вполне) в том, кто будет вельможно определять, кого и в каких объемах спонсировать. Чья это прерогатива — отличать сумбур от музыки? Буквально через день после эфира Кобзон vs Познер другой знаковый певец эпохи презентовал дело своей жизни: Александр Борисович Градский представил публике оперу «Мастер и Маргарита». Гениальное произведение гениального автора, которому 3 ноября — 60. И я вовсе не уверен, что нынешняя власть отметит юбилей «отца советского рок-н-ролла» (по приговору прессы) & великого композитора (по факту) достойной наградой. Хотя его труд является продуктом той самой Культуры с большой буквы, о спасении которой стенает творческая интеллигенция страны бесполезных советов. Рискну, однако, предположить, что наградные отделы в современных рыночных условиях функционируют так, как и положено в люмпенизированном обществе... Впрочем, полагаю, при коммунистах Александр Борисычу тоже орден не светил бы. Потому что преемственность элит очевидна. И судьи — те же. Потому что такие, как Градский, — это отдельные субкультуры. Потому что субкультура — по определению — «трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску». А на вкус и цвет, как известно, товарищей нет (De gustibus et coloribus non est disputandum) — тезис творческой интеллигенции античного периода, переживший музыкальные образцы своего не самого, замечу, безвкусного времени.

Автор: Евгений Ю. ДОДОЛЕВ

Комментарии