Между строк

Эксклюзив / Между строк / Андрей Спиридонов о ситуации в Киргизии 08.04.2010 28 комментариев

Андрей Спиридонов о ситуации в Киргизии

События в Киргизии комментирует Андрей Спиридонов, председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России, специально для Odnakoj.ru:

фото предоставлено пресс-службой АМПР«Прежде всего, хотел бы отметить, что свое видение ситуации я могу изложить только исходя из собственных наблюдений. Сложившуюся ситуацию в Киргизии можно назвать эффектом бумеранга. Если вспомнить 24 марта 2005 года, подобные события уже имели место. Тогда власть была захвачена оппозицией, и был свергнут законный президент Аскар Акаев. После этого к правлению государством приступил тандем Курманбека Бакиева и Феликса Кулова. На президентских выборах победу одержал К. Бакиев. Народ оказал ему доверие по нескольким причинам. Прежде всего, К. Бакиев выходец из южной части страны, несмотря на это, проживал он в Бишкеке, а всем известен факт негласной вражды между югом и севером Киргизии. Эти пункты биографии К. Бакиева давали народу надежду на примирение. К тому же, жена Курманбека Бакиева по национальности русская, что также расположило к нему русскоязычное население страны в период выборов 2005 года.

Первые недовольства были высказаны народом по поводу проведения инаугурации К. Бакиева. В разграбленном, только начинающим приходить в себя городе были устроены пышные празднества для вип-персон и приглашенных глав государств дружественных стран. На протяжении 5 лет народ Киргизии ждал улучшения социальной и экономической ситуации в стране. Первые митинги недовольства начались еще осенью 2006 года, далее - весной 2007. Но они были подавлены властью. Страна продолжала проваливаться в экономическую яму. При этом получая огромные кредиты из внешних источников, в том числе и от России. Одним из критических моментов, когда экономические проблемы были возложены на плечи населения стало лето 2008 года, когда Бишкек подвергся веерному отключению электроэнергии и оставался без света по 12 часов в сутки. Не освещались центральные улицы, не работали даже светофоры. Народ Киргизии с ропотом, но стерпел и это. Последней каплей в чаше народного терпения стали повышение стоимости ЖКХ с 1 января 2010 года. Тарифы были подняты больше, чем в 2 раза. При средней заработной плате 125$ и пенсии в 75$ в столице оплата коммунальных платежей в квартире площадью 44 квадратных метра равна 150$ с человека. Правительство не обращало внимание на просьбы населения стабилизировать стоимость ЖКХ. К тому же, не так давно прошла информация о том, что летом вдвое будут увеличены тарифы на газ. Волна народного возмущения захватила во вторник север страны. В среду митинги перекинулись на столицу. В результате оппозиционеры свергли правительство. Президент Бакиев до сих пор не сделал никаких официальных заявлений, и его местоположение не известно. По одним неофициальным источникам он вместе с семьей покинул страну, по другим находится в южной столице – Оше. Можно с уверенностью сказать, что его постигла в политической карьере та же учесть, что и первого президента Киргизии А. Акаева, в свержении которого Бакиев принимал непосредственное участие.

При всем при этом, самыми страшными моментами являются те факты, что во время беспорядков на площади Ала-Тоо, в отличие от предыдущих случаев, была открыта стрельба из огнестрельного оружия, и в результате погибли и были ранены более сотни людей. При этом оппозиция не может стабилизировать ситуацию в городе. Несмотря на комендантский час, всю ночь в городе орудовали мародеры. Разграблены и сожжены административные здания, торговые центры, супермаркеты, магазины, рестораны и даже музеи. В эту ночь Бишкек подвергся катастрофическим грабежам и разрушениям. Горожане из окон своих квартир наблюдали, как из регионов приезжали КАМАЗы, в кузовах которых находились люди. Не совсем было понятно, с какой целью они приезжали в столицу после заката и кого именно они поддерживали в эту ночь.

На самом деле, нельзя спрогнозировать, во что это может вылиться. Киргизскому народу присуща клановость (это менталитет нации), и не совсем понятно, есть ли сейчас кандидат, способный вывести страну из 20-летнего прозябания. Правительству Киргизии впору приглашать стороннего антикризисного менеджера, не стремящегося улучшить благосостояние своей семьи, пользуясь полученной властью. Сейчас, 8 апреля 2010 года, митинг на площади Ала-Тоо и улицах города продолжается, но он уже не столь многочисленный, как вчера. Главной целью оппозиции сейчас должно стать недопущение гражданской войны. Позиция России в этой ситуации понятна. Несмотря на то, что Киргизия является для России важным стратегическим партнером, мы выдерживаем нейтралитет, так как события, происходящие в Бишкеке и регионах, - это внутреннее дело страны».

фото в анонсе: azattyk.org

Мнение Александра Храмчихина о ситуации в Киргизии

Комментарии

08.04.2010 18:14 Прохожий:

Довольно большая часть проблем в отношении Киргизии все таки надумана. Однако, учитывая менталитет киргизов, можно смело сказать, что правительство реально проворовалось. Плюс к этому экономические вливания в опозицию со стороны некоторых стран, привели к нестабильности, которая затем переросла в государственный переворот.

08.04.2010 18:15 Ольга:

Это, пожалуй, самое точное и понятное описание того, что творится в Киргизии.

09.04.2010 16:07 Вадим:

Согласен. Доступно, просто. Народу все ясно. Зачем говорить завуалированно? Народ - он ведь тоже не дурак.

11.04.2010 13:57 Всеволод:

Народ - дурак.
Иначе бы не наступал по десять раз на одни и те же грабли. Вот здесь: https://odnakoj.ru/exclusive/interline/perevernyli/ Храмчихин говорит о том, что если ничего не произойдет - а ничего и не произойдет - то такие вот "примеры народной воли" будут регулярной фигней в этом странном государстве. И не лень же людям, а!

12.04.2010 13:28 Про народ:

Всеволод, вы слишком категоричны. Народ умен. Но, к сожалению, не в тот момент, когда выбирает себье предводителя. А в другие - уже и не надо.

13.04.2010 16:29 Всеволод:

Я категоричен? Ничуть. Умный народ не может выбрать себе глупое руководство, это невозможно физически.

23.04.2010 22:16 Федюков Андрей Владимирович:

Извините, но это в Вашем воображении.
Кроме того, не до конца понятны фразиологические обороты: умный народ, глупый народ. Что представляет из себя каждый из этих видов и в чем их отличия?

23.04.2010 22:14 Федюков Андрей Владимирович:

А эта... Если он не дурак, то почему не понимает "завуалированно"? :))))

08.04.2010 18:19 родом из бишкека:

и правда! сами они никогда не выкарабкаются из этой дыры. там всегда так было, что кто у власти стоит тот под себя гребет. привлекать нужно кого-то со стороны. этим "баранам" нужен хороший пастух

23.04.2010 22:28 Федюков Андрей Владимирович:

Не соглашусь с Вами.
Киргизия находится на уровне феодальной раздробленности (роль феода, правда, выполняют "старцы", но сути оно не меняет).
Это не хорошо и не плохо, это просто так есть. Бакиев попытался построить некоторое подобие султаната: с наследуемым властным правом, с основными активами принадлежащими "султану".
Вы излишне строги. Их обество еще не дошло до самоопределения каждой личности (и уж тем более не дошло до уровня самоопределения личности в границах нации), но это не значит, что они НЕ люди.

08.04.2010 23:23 111:

у нас в некоторых регионах, тоже оплата за ЖКХ 150 долларов и более. Правда пенсии и зарплата (где есть работа) по более, но если ЖКХ будет повышаться такими же темпами, народ тоже может выйти, да он и выходил.

12.04.2010 12:40 Карина Рыжая:

Наш народ слишком ленив, и хоть сколько-нибудь активные действия вызывают у него неподдельный ужас.

Честно.

12.04.2010 13:26 Про лень:

Судите, надо полагать, по себе?

09.04.2010 01:33 Виктор:

Ну хоть сейчас спецслужбам надо не прое... А то американцы посадят очередного "Ющенко" на трон, думаю бюджет на это уже выделен.

09.04.2010 11:16 родом из бишкека:

И не говорите, Виктор. России сейчас нужно сделать туда фин. вливания для того, чтоб под себя новое провительство подмять. Уверен, что и народ в kg не будет против. там все уже и так поняли, "заграница нам НЕ поможет" и от присутствия американцев киргизам ничего хорошего не будет. А Россия заимев Киргизию как свою "колонию" может поиметь много хорошего. там же и Кумтор (золотородный рудник) который все время переходит от одного иностранца к другому и толка от этого никакого, и вода (у киргизив больше всего воды по всей ср. азии) которая соседям продается и свет из нее тоже делается за копейки, а про перспективу туризма и говорить не буду. если Россия заимеет Иссык-куль (это вам не Селигер) который вполне может конкурировать с Байкалом, а то и местами превзойдет его и + еще и горы покруче чем в Фвецарии. Да это же непаханное поле.

12.04.2010 13:20 Совесть:

Думаю, момент уже прошел. Тут уже идет речь не о том, чтобы упустить или не упустить, а упущен или не упущен. Кто инициировал всю эту заваруху, пусть и "очередную" для Киргизии, тот и молодец. Ждем? Время покажет.

09.04.2010 20:44 наблюдатель:

Стаду баранов нужен пастух

11.04.2010 13:58 Всеволод:

Да от пастухов-то отбоя нет. Только они подчас еще хуже баранов.

12.04.2010 10:36 родом из бишкека:

+1

12.04.2010 13:26 Про пастухов и баранов:

Э, нет.
Они все умные и хитрые. Жаль, что народ хочет видеть в своем правителе эти качества не по отношению к себе.

15.04.2010 12:54 Катерина Касьяненко:

Спасибо Андрею Спиридонову, он очень подробно расписал все события, по порядку.

Киргизия - это не менее странное государство, чем Молдова или, положим, та же Украина. К примеру, два дня назад моя знакомая из Киргизии звонила и с ужасом в голосе сообщила, что у них начались русские погромы. Русских бьют. Понимаете? Тут Россия в Киргизию шлет деньги и помощь. Тут Путин и Медведев всячески поддерживают Отунбаеву. И при этом всем - бац! - киргизы бьют русских.

За что, как говорится, боролись.

16.04.2010 16:15 Беглый:

Знаете от чего мне становится грустно, ладно понятно, народ пытаются загнать платежами и т.п но самое опасное в этом всём , что другие страны берут на себя ответсвенность за происходящее в стране , вмешиваются в дела Киргизии , раздают советы и прочее, другой вопрос , а где раньше были, что делали, зато теперь повсплывли аналитики и всё прочее, странно что не слышно барыг которые трубили бы о том что акции упали и всем крышка....
Забегая вперёд скажу, тут нужно не "анализы такого рода" а минимальный план развития отношений и наведения порядка в стране, да сложно в особенности читая такие комментарии В Казахстане есть такой жаргонный термин, описывающий любую гнилую ситуацию - тарбагатайский вариант.Тарбагатай- горный поселок, где проживают сельские казахи и ничем не отличается от других поселений.И казахи там в общей массе обычные, хотя может малограмотные, но теже городские казахи их называют обидным прозвищем- колбиты.Эта же гнилая ситация получила такое название.Хотя в народе ходит много различных жутких историй про местных жителей.А ситуация характеризуется тем, что в действия человека нет никакой логики и даже малейшего желания придерживатся общепризнанных норм поведения и полное замыкание мозгов от одного только факта возможной наживы.Ну чтобы образно представить- одна из рассказанных таксистами жутких историй: это когда соседскому пацану наносят 20 ножевых ранений из за старого сотового телефона, который тот наверняка тоже украл у какого нибудь пенсионера где то в городе и тот и 1000 тенге не стоит, убегают, а потом возвращаются через некоторое время и камнем разбивают в хлам лицо, за то, что до этого убитый гнусно отозвался об убийце.
Так вот ситуацию в Киргизии так же можно назвать тарбагатайский вариант.Основная масса идет не митинговать, а грабить и убивать.Им все равно кто у власти, лучше они никогда не начнут в своих аулах жить.Даже теоретически это сложно представить.В городах их тоже никто не ждет на работу.Массовые беспорядки - это их шанс поправить материальное положение.
Вот и анализируйте теперь, что из этого будет, отвалили бабла Отумбаевой или ещё кому, а дальше что , про базу в Манасе, хотелось бы написать отдельно Манас дорого стоит , гладя в биноклю на базу, структура вся на ладони, когда в туалет пошёл, что солдатик в Алабаму по почте отправил и так далее , заоодно и Берёзе очередного пинка дали. Так что братцы с умом надо ко всему подходить, а не строчить о том, что давно всем известно.

17.04.2010 09:40 Минасянц Арменак Ваганович:

За последние несколько дней я имел возможность очень детально ознакомиться с ситуацией в Киргизии и мне в этом очень помогла наверное самый лучший эксперт по Киргизии в Ереване-Армения. Так вот еще в прошлом году моя коллега по работе была в составе наблюдателей ОБСЕ и участвовала в Киргизских выборов правда не знаю были ли это парламентские или призидентские выборы, так вот когда мы с ней сидели и смотрели погоромы в Бишкеке она даже и глазом не моргнула, а на мой оьоснованный вопрос почему она не взволнованна,что ей не интересно, она просто сказала одну фразу-так и должно было быть!. по её словам в этой стране таких понятий как демократия, свобода слова, митинг, оппозиция, свободный журналист просто нет! продолжив рассказ она мне очень чательно рассказала про специфику этой страны, и по её словам во всём этом не слишком виноват сам Бакиев, а виноват его КЛАНб его сыновья, родные, близкие то и дело что в прямом смысле ГРАБЯТ эту бедную страну, им пренодлижало почти что всё в стране начиная от магизинов, заканчивая от наркоплантаций! но самая главная специфика этой страны является город Таллас, который находится на северо-западе страны и можно сказать что от этого правинциального города зависит очень многое если не всё, и каждый лидер, который хочет править Киргизстане в первую очередь должен заполучить поддержку этого города, а Бакиев уже очень давно там неуважаемая персона, плюс пребавте еёе к этому внешнее давление и переворот обеспечен, так что я считаю все эти события закономерными

06.05.2010 03:26 укрчукча:

Демократия в средней азии бывших республик-это блаженный бред таких как новодворская. Советская власть выдернула их со средневековья и поставила наравне с Россией, но никто не сказал правду, рядом они встали, но средневековье внутри оставалось и , как только контроль прекратился, моментально вылез наружу в самой извращенной форме. Надо или вернуть под тотальный контроль, поставив во власть русского государственника или махнуть рукой и оставить на выживание, что тоже проблематично, т.к. создадут проблемы еще более масштабные уже на геополитическом уровне, после того как перережут наполовину друг друга.Наигрались в дерьмократию,пора все на места свои возвращать, это и для народа киргизского лучше и для России спокойнее, а расходы нести в любом случае придется и не известно в каких случаях больше.

12.05.2010 15:22 Беспонтовый казах:

Что ни апрель – то весеннее обострение
Весь мир прильнул к экранам – портит зрение
Киргизия на повестке, опять у них - «революции цветение»
Шеф нервно курит в сторонке - его мысли свернулись в воронку

Помнится, говорил он про «волны Кондратьева»
Не до них сейчас - так штормит, что хватит Кондратий
Налицо лишь «волны Акаева» - качает незабываемо…

И пригреет царька убежавшего то Россия-матушка, то Бацька,
Там они вспоминают, пальцами клацкая:
«три магнитофона, три портсигара отечественных…»,
«все-ж непосильным трудом… - дурдом!»
То ли преподают науки, то ли собирают игрушки,
Поди, разберись, чему учат других и какие плетут ватрушки…

Интересно, а кто и кого пригреет в 2015-м? (дожить бы до этих хроников)
И чем он себя потом займет – мемуары писать или сразу – в дворники?
И мести небось будет в Европах ковыльных… Там и метла легче и работа непыльная…

Тем временем Comedy Club продолжается:
То Баке по факсу отрекается, то потом прилюдно нарекается,
То ли страна Югом на Север, то ли криминал против фермеров
А может, конопля против клевера?
То у них казна пуста, то щедро по 100 тыс бакинских
Обещают за поимку беглецов бакиевских,
Ну поймают, а дальше что? Будут делать котлету по-киевски?
Может это решит их проблемы? Может в этом киргизов дилемма?
А тут трясет еще, в трещинах вся Земля… Не пойму я Киргизию, мля…

Ну а если спросить, кому это выгодно, ясный пень - Штатам
У них там свой эпос - Манас, в «управляемом хаосе» спрятан
И договариваться больше не надо – народ сам попросит остаться
И куда за меньшую плату, и вряд ли начнет препираться
А если что не так, можно превратить в Афган/Сомали,
Смотря как выберут следующего Элбасы…

Намедни читал Леваду – умный был дядька, изучал народ.
Говорит, ни свобода, ни новые знания не приумножают богатств и мудрот.
Народ склонен съезжать ниже плинтуса, только нити контроля обрежь.
Тем паче с благими намереньями, обещаниями рая и прочими вареньями.
Так было всегда (?) Мда-а-а… что ни делай - получается демократия …
Счастливы все одинаково (сам не видел, но многие болтали),
А несчастье – оно у каждого свое (а вот этого - сколько хочешь в реале).

19.05.2010 12:23 Некто15:

Ни свобода, ни новые знания...
Согласен, сами по себе не приумножают - это пряники, а одни пряники - баловство.
Нужны еще кнут: закон и порядок. В смысле жесткая, авторитарная власть - которая управляет, а не которая ворует.

15.06.2010 15:31 вымирающий:

чем трепаться здесь по пусту, давайте задолбает товагищей правителей чтоб пересилили русских из этих стран (наивный). Там еще сохранился кое какой настоящий генофонд русских. Особенно в Казахстане в Бескарагайском районе. С каким бы я удовольствием вернулся туда на родину, но увы страшно. Нет гарантий, что там не повторится то же, от безсилия простых людей. Кто не испытал что такое настольгия по родине, не поймет...

18.06.2010 17:13 deymos, чужой среди своих...:

Звери, звери, НЕЧЕЛОВЕКИ!!!!!!!! ЮГ узбекам, СЕВЕР казахам, и нет проблем... Нация неучей, лентяев и халявщиков.