Между строк

«L.E.P.»

Новый художественно-документальный фильм Александра Невзорова Lectio Equaria Palaestra (в переводе с латыни – «Лошадиное манежное чтение») начинается титром: «В конце концов, у каждого есть право и возможность отнестись к этому просто, как к «кино». Самое существенное и точное в этой фразе, пожалуй, кавычки.

 

Если попытаться рассмотреть «L.E.P.» именно как кино в его «художественной», постановочной части, где действуют актеры, иногда талантливые, иногда посредственные, иногда откровенно плохие, переодетые какими-то полувымышленными-полуреальными историческими персонажами, то никакой кинокритики все это не выдерживает и может квалифицироваться скорее как намеренное оскорбление кинематографического «хорошего вкуса» — это понятие следует брать в те же скептические кавычки, которыми в фильме закадровый голос Невзорова отгораживает от «так называемого общества» тот мир, где живет он и его лошади.

О том, что Александр Невзоров наделен специфическим неокультуренным, но ярким режиссерским дарованием, а главное — режиссерским темпераментом, было ясно еще по его фильму 1998 года о чеченской войне «Чистилище». Когда речь заходит о том, что дорого ему лично (то есть о лошадях), Невзоров-режиссер еще меньше склонен угождать зрителю, щадить его и уважать принятые традиционным кинематографом конвенции. Невзоров вообще отказывает большинству людей во многом, прежде всего в уме, ну и как следствие — в терпимости, способности к состраданию и пониманию тонких, сложных вещей. Предыдущий его фильм «Лошадь распятая и воскресшая» — о том, как люди мучают лошадей, «L.E.P.» — о том, как они ошибаются, считая себя высшими по отношению к лошади существами, но в сущности все невзоровские «лошадиные» фильмы – это прежде всего фильмы про любовь, а настоящая любовь всегда включает в себя ненависть к тем, кто причиняет боль любимому существу.

Автора «L.E.P.», естественно, упрекнут в жестокости те, кому неочевидна театральная условность невзоровского гиньоля — это понарошку отрезанные руки, ноги и языки, это бутафорская кровь, в отличие от той лошадиной крови, которой пропитан конный спорт в фильме «Лошадь распятая и воскресшая», где лошадь играла черепом одного из главных лошадиных мучителей. В «L.E.P» Невзоров продолжает исследовать содержимое черепной коробки прямоходящих млекопитающих, в излишнюю сложность внутреннего устройства которых он не верит, а потому пользуется очень простыми, примитивными, грубыми методами воздействия. Например, когда напоминает, что люди лошадей едят, а лошади людей — никогда, или когда вставляет в доказательство научности своего подхода титры с цитатами из видных ученых с подробным указанием всех степеней, званий и высоких должностей: люди любят звания и регалии, и сама по себе мысль, какой бы здравой и логичной она ни была, может не дойти до человека, если она не подтверждена знаком качества в виде жирной росписи какого-нибудь авторитета.

Кроме постановочных сцен, «Лошадиное манежное чтение» состоит из научно-популярных, если так можно выразиться, фрагментов — уроков, во время которых одна из лошадей Невзорова — вороной жеребец Као — составляет слова из табличек с латинскими буквами. Тут развивается настоящий главный сюжет фильма: лошадь называет предметы, описывает действия и, наконец, добирается до абстрактных понятий. Есть в этом сильный привкус циркового трюка, и, конечно же, противники Невзорова пойдут по самому простому пути, обвинив его в шарлатанстве — что, мол, таблички с нужными буквами натерты арбузными корками и лошадь не читает их, а обнюхивает. «L.E.P» превентивно отвечает на это обвинение своей основной мыслью о том, что смех — лучшая реакция на глупость. Для этого Невзоров приводит в манеж ярко наряженного клоуна в качестве пособия, помогающего лошади проиллюстрировать такое сложное и не каждому человеку доступное понятие, как чувство юмора. Вороной жеребец чутко улавливает игривое настроение хозяина и выкладывает латинские буквы, которые расшифровываются титром — «А.Г. смеяться». И в этот момент становится совершенно неважно, по-настоящему ли Као читает или с удовольствием поды­грывает любимому человеку: за простой, лишенный художественных претензий телевизионный кадр, в котором Невзоров стоит, обнявшись со своей лошадью, можно отдать изрядное количество превосходно срежиссированных великих фильмов о внутривидовой человеческой любви.


Михаил ЛЕОНТЬЕВ. P.S. к послепремьерному обсуждению фильма

«Лошадь на старенькой скрипке играет. Лошадь играет, а скрипка поет. Лошадь отечество не выбирает — просто играет всю жизнь напролет...» Значительная часть людей, правда, с каждым годом все меньше, овладевает умением читать. При этом еще меньшая и убывающая часть человечества овладевает навыками мышления. В этом контексте априорная уверенность отдельных персон в том, что они заведомо умнее лошади, это не просто самонадеянно. Это смешно. Как заметил один неглупый человек: «собаки и лошади — это несостоявшийся замысел Господа о человеке». С этой точки зрения невзоровское отношение к лошадям (как, кстати, и к собакам), так же как к человекам, есть не что иное, как адекватное отношение к неполностью состоявшемуся Божьему замыслу.

Автор: Лидия МАСЛОВА, Лидия НЕВЗОРОВА (фото)

Архив номеров журнала "Однако"

Комментарии

17.04.2010 02:52 пудила 77:

Константин Кинчев посвятил А. Г. Невзорову песню «Звезда Свиней»

Свиньям нужен лидер,
Чтоб сплотить их ряды.
В хлеву беспорядок, в хлеву бардак,
И тут появляешься ты.
Подбородок в небо, руки по швам,
Ноги на уровне плеч.
Свиньи в шоке, свинья смотрят в рот,
Когда ты держишь речь.

Звезда свиней.

Ваша свобода - хаос!
Ваша мораль - б..дь!
Ваш козлиный шабаш
Наши способны унять!
Наши - это наши,
Тот, кто не с нами, тот труп!
Я отвечаю за свой базар!
Могу забиться на зуб!

Звезда свиней.

Каждое слово - сила!
Каждое движение - власть!
А знаешь, как лица превращаются в рыла?
Когда власть скалит пасть.
А знаешь, как в течение двух-трех часов
Всех ставят на свои места?
Когда тебе с экрана брызжет слюной
Такая вот звезда.

Звезда свиней.

Да уж довольно таки неоднозначная фигура. В своё время Александр был эдаким едким бойцом (600секунд)обсерать власть у него получалось виртуозно ну только мы это в той или иной мере все можем(хотя ту власть расстреливать надо было).Да толко как эту самую власть получил(депутат) стал каким-то мягким пушистым и................... "РАСТВОРИЛСЯ"
Совершенно не удивительно что после всего этого дерьма г-н Невзоров стал животных любить больше чем людей. Лично мне фильм не понравился(хотя уверен что автор и не для этого снимал чтобы он кому то нравился или нет) считаю что он не о чём. Мне как охотнику-любителю(люблю знаете ли выслеживать и наблюдать за животными) очевидно и без Невзорова что животные РАЗУМНЫ ПО СВОЕМУ(городским жителям у которых нет возможности окунуться в лоно ПРИРОДЫ посоветовал бы понаблюдать например за муравейником в парке .....чем не - государство).Но что упускает Невзоров на мой взгляд так это "закон природы" в природе хищник всегда ест слабейшего. Волку когда он жрёт зайца совершенно пофигу о чём тот думает. А Невзоров мне сейчас представляется неким злым ЛЬВОМ ВЕГЕТАРИАНЦЕМ которому и антилопу сожрать охота да только придуманные им же принципы мешают.
P.S. Да только вы Александр Глебович не стесняйтесь вы ведь уже один раз(по крайней мере) им изменили!!!

19.04.2010 15:25 Смотреть стоит!:

Некий эксперт-психиатр заявил в Интернете, что во время просмотра фильма Александра Невзорова «L .E. P.» ему стало плохо. Внезапно поразившую его слабость психиатр объяснил обилием в фильме жестоких сцен, завершив свое выступление настоятельной рекомендацией запретить фильм к просмотру как «чрезвычайно вредный» и даже пообещав обратиться по этому поводу с петицией к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко.


В поисках причин, заставивших, вроде бы, ученого человека сделать столь серьезные заявления без опоры на фундаментальные исследования, сбор и анализ статистических данных, а исключительно на основе единственного случая, журналисты обратились непосредственно к режиссеру «L.E.P.».

«Воспринимать всерьез эти петиции даже как-то забавно. Мы знаем, что психиатры очень часто имеют доступ к медикаментам, к сложным психотропным препаратам, и вполне возможно, что это воззвание написано под медикаментозным воздействием – просто никакого другого объяснения, кроме медикаментозного, этому быть не может, – разъяснил журналистам Невзоров. – Если же говорить о примитивной жестокости, то ее в фильме вообще практически нет. Поскольку там есть война 14-го года, есть 15 век в Италии, есть дуэли, то все это достаточно реалистично, хотя по нынешним временам вполне невинно»
L.E.P.

Пока впечатлительный психиатр приходит в себя, Интернет-общественность жадно потирает руки, ожидая дальнейших событий на арене военных действий вокруг скорой премьеры.

20.04.2010 10:33 Андрей:

Начался пиар нового произведения старого автора.
Ну зачем же так пятнать репутацию?
пусть невзоркин пиарится в других местах-их полно.
На заказные статьи принято ставить внизу лейбл- "на правах рекламы"-так было бы честно.