Между строк

Эксклюзив / Между строк / Мираж альтернативной энергетики 22.11.2010 51 комментарий

Мираж альтернативной энергетики

По самой консервативной оценке, себестоимость добычи сланцевой нефти в Техасе составляет сегодня 15 долларов за баррель, а в следующем году гарантированно достигнет уровня 6—9 долларов за баррель. Это не описка. Именно нефти, а не газа. И именно 9, а не 90. (Это притом что себестоимость добычи у саудитов — 7, у нас в Западной Сибири — 18—22, и на всех традиционных месторождениях она будет только расти.) Пока нефтегазовые бароны на государственном и корпоративном уровне игнорируют реальность, Америка уже практически прекратила импорт сухого газа и готова начать экспорт сжиженного. Слава Богу, еще не нефти. Пока. Напомним, что запасы сланцевых, по сути, первичных по отношению к традиционным, углеводородов распределены по всей территории Земли достаточно равномерно, те есть общедоступны. А масштабы их превосходят перспективы потребностей человечества в той степени, в которой их вообще можно как-то планировать. До сих пор (последние 200 лет) единственным препятствием была технология добычи. То есть та самая себестоимость. На сегодняшний день этого препятствия не существует. Понятно, почему Америка оказалась первой. Америка наиболее разбуренная страна, то есть запасы сланцев практически не надо искать, с наиболее готовой инфраструктурой и, самое главное, с наиболее гибким и динамичным «средним» бизнесом. Понятно, почему не только крупнейшие нефтегазовые корпорации, но и практически все действующие политические элиты отгоняют от себя эту историю как страшный сон (наши «Газпром» и «Роснефть» тут совсем не исключение). Рушится не только бизнес и капитализация этих компаний. Рушатся экономическая и политическая стратегии, вся геополитика нефти, практически вся существующая картина мира. Скептицизм наших специалистов и авторов в отношении альтернативной энергетики вполне обоснован. Для того чтобы понять, что все это смесь аферизма, пиара и экологического романтизма, никакой «сланцевой революции» не требуется. За редкими вполне практичными, но очень локальными применениями альтернативная энергетика сродни борьбе за однополые браки. Тем не менее характерно, что довольно широкий круг «спецов», не говоря уже об их заказчиках, старается не замечать надвигающейся «сланцевой волны» и относится ко всему этому как к технологической экзотике. Наш министр энергетики г-н Шматко, тоже, очевидно, с подачи некоего специалиста, заявлял, что сланцевых углеводородов хватит на 13 лет, а потом, мол, опять придется упасть в объятия «Газпрома». Товарища обманули: 13 лет — это средний срок жизни одной малюсенькой скважины, а не объем запасов. А сланцевых скважин, в отличие от традиционных, может быть сколько угодно. К чему это все? Понятно, что практически всеобщая доступность сланцевых углеводородов означает конец биоэнергетики и маргинальную локализацию всяких ветро-солнечно-термальных экзотических продуктов. Гораздо серьезнее другое. Углеводороды превращаются в полезный, но в принципе вполне общедоступный нелимитированный ресурс. Как, например, песок или щебень. Где удобнее, там и добываешь. Сегодняшние цены на углеводороды определяются глобально не спросом и предложением (если отвлечься от конъюнктурных и спекулятивных колебаний). Они определяются ожиданиями. В буквальном смысле фьючерсами, а в широком смысле общим убеждением рынка — собственно, и всего человечества, — что эти ресурсы дефицитны и в перспективе конечны. В тот момент, когда рынок поймет, что эти ресурсы неограниченны и общедоступны, вся эта механика развернется в противоположную сторону, разрушая всю действующую картину мира и иерархию интересов. Хрен бы с ними, с биотопливом, электромобилем и прочими извращениями зажравшихся экологистов. Для нас — для России — это всего-навсего лимит времени на модернизацию, не столько даже технологическую, а системную.

Автор: Михаил ЛЕОНТЬЕВ, главный редактор

Архив предыдущих номеров журнала "Однако"

Комментарии

22.11.2010 11:57 Жорж Милославский:

Для того что-бы понять перспективы модернизации в России, на читать Салтыкова-Щедрина там все написано... все сводится к тому что (извиняюсь за длинную цитату)"Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом
козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку
за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей
шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом
щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар
у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом бли-
нами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в сол-
даты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали
ждать, что из этого выйдет.
Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог
конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели
вместе с кашею"... такая вот история

22.11.2010 12:10 Старик:

Сланцы -не новость. Известны геологам давно. Задаваясь вопросом почему до сих пор не разрабатывались? - получаем ответ от профессионалов - "выгоды мало для промышленных масштабов, не окупаются".

Сейчас технологии, конечно, изменились, но чтоб такой скачок в себестоимости... Крепко сомневаюсь. У нас тогда чем вкладывать в "похороны длинной трубы" легче тоже было бы на сланцевое сырье перейти. По крайней мере мелким и средним частникам... В секрете такую технологию держать не выгодно.

Такие данные похожи на пугалку для снижения цен.

22.11.2010 12:28 тамара дмитриевна:

Да, все это верно. Даже не обсуждая реальность сланцевого топлива. Поиск доступной энергетики, такой, как щебень и песок, идет и будет идти непрерывно. Потому что это прорыв для любой экономики.
Конечно, это будет не водород или биотопливо.
Думаю, самой реальной альтернативой остается атомная энергетика.
У России был шанс при том уровне этой отрасли, которая досталась от СССР, при том запасе ядерного топлива, при единых энергосетях всю страну, от промышленных городов до сельских поселений оснастить разной мощности АЭС.
И, если учесть, что это экспортнонезависимая отрасль, установить доступные цены для внутреннего потребления, тем самым, дав толчок экономике. И поваысив уровень жизни населения. При таком раскладе наша энергозависимая экономика стала бы конкурентноспособней.
А что в реальности? Отрасль в загоне, вяло работает на экспорт, запасы урана переданы штатам, им, конечно, нужнее, урановые разработки ушли за рубеж, ЕЭС разрушены.

23.11.2010 23:52 Дмитрий:

Капитальные затраты на постройку солнечной плантации уже сопоставимы с АЭС.

22.11.2010 12:40 молодой:

Сланцевый газ задним числом объявили в Америке блефом. ну потому что 220-250$ за кубометр стоит добыча сего чуда(19$ -- стоимость добычи куба для Газпрома). а доходы фирм брались со все тех же многострадальных рынков финансовых бумаг. ООО объявило о своей колосальной выгодности, все его акции резко скупили, и таким образом произошла сделка: держатели акций получили головную боль, создатели ООО -- деньги.
причем резкая выгодность добычи нефти из сланцев под еще большим сомнением.
природный газ -- это газ, он легче идет в трубу, его легче добывать. нефть из сланцев будет сочится еще слабее, нежели газ. так что это вторая попытка маленьким мошенничеством в США повлиять на международные рынки. первая попытка увенчалась успехом

22.11.2010 13:02 вася пупкин:

Ж..па всё ближе....

23.11.2010 03:59 Вася:

Васе Пупкину «Ж..па всё ближе....» - это вы к чему? С радостью говорите потому как готовитесь к встрече… или с огорчением, не понятно… Ж..па просто возвращается ДОМОЙ.

22.11.2010 14:30 Максим (СПб):

Ничего не скажу насчёт доступности и себестоимости, ибо профан. Но меня беспокоит другой вопрос: закачивать в скважины много-много воды - не получим ли проблемы с водой? Закачивать-то надо много. А в Китае уже сегодня вдвое (если не больше) просел водоносный подземный горизонт... плачутся, что скоро воды не станет. Промышленность-де повысосала всю водичку. И ещё интересно, когда из этих полостей повыкачают всю пульпу, её ж обратно, от нефти и газа освобождённую, не станут закачивать. Не провалимся ли в преисподнюю? Кхе-кхе...

23.11.2010 04:03 Вася:

Максиму (СПб): «Не провалимся ли в преисподнюю? Кхе-кхе...»
Если и провалитесь, то можете удивиться тому, что там не хуже чем на верху. А некоторые даже лучше устраиваются.

22.11.2010 14:48 Старик:

Что касается биотоплива - почему-то все резговоры идут про спирт. А еще в 1961 (или в 60-м?) году в "Юном технике" приводились чертежи простейшей, действительно на уровне юных техников, установки для выработки из травы и сорняков метана или подогретой до 60 град. воды с одновременным ускоренным образованием перегноя. Тоже биотопливо. На плитку хватало.

22.11.2010 15:05 КиевлянинЪ-Старик:

Традиционная добыча углеводородов предполагает наличие некоего "кармана", в котором скапливается нефть или газ, и пробурившись туда, можно получать сырьё, как-бы самотеком. Но в "карманы" углеводороды просачиваются из окружающих их пластов высокой плотности, в которых и содержатся их основные запасы. Добывать их до недавнего времени из пластов высокой плотности не умели, - пробуренные традиционными методами скважины имели ничтожный дебет, не оправдывающий затрат. Лет 20 тому каф. механики киевского ун-та под руководством ныне покойного А.Ф.Улитко разработали с-му управления головкой бура для прохождения горизонтальных скважин, т.е. забурившись вертикально, бур отклонялся от вертикали и шел все более полого. В результате вместо вертикальной скважины получали некую кривую, приближающуюся к горизонтали. После пиропатроны, вставленные в трубу её перфорировали и нефть поступала в неё из множества отверстий. На месторождениях под Полтавой все это было испытано. Добыча увеличивалась на порядок. Я это все знаю из первых рук. У меня сын писал курсовую по мат. моделирования управления головкой бура. Вот это и есть добыча углеводородов из сланцев - горизонтальные скважины и т.д. Для этого требуется большие площади , много большие, чем при точечных бурениях, что в Европе, с её высокой плотностью населения есть проблема, но для просторной Америки, с её разбуренной и разведанной нефте-газо инфраструктурой - никаких проблем. Так, что в очередной раз снимаю шляпу перед Мих.Леонтьевым - статья в яблочко.

22.11.2010 16:03 Старик:

Но тогда вот в чем вопрос - сейчас нефтяники и газовики уже в Карское на шельф лезут. Но низкая плотность населения и площади - не вопрос для Севера. Если это так выгодно - то затраты на морскую добычу, а еще с учетом требований поышенной безопасности (особенно после Мексиканского залива) - мягко говоря непонятны. Тем более в зоне подвижных льдов.

Но что-то сомнения все равно мучают - такое бурение должно обходиться дороже (больше длина проходки, да и технология сложнее) - как следствие и себестоимость добычи должна быть выше "классики". В циферках нестыковочка получается.

22.11.2010 19:20 kuzuk:

///В результате вместо вертикальной скважины получали некую кривую, приближающуюся к горизонтали. После пиропатроны, вставленные в трубу её перфорировали и нефть поступала в неё из множества отверстий.///
Ну теперь понятно почему произошла авария в мексиканском заливе.

22.11.2010 18:21 Оптимист:

Территория нашей страны все больше и больше начинает напоминать тело проститутки, в которое, со всех сторон и направлений, глубоко всаживаются все новые и новые нефтегазовые транспотные органы. Печально, что даже на уровне инстинкта самосохранения, мы не можем предотарвтить этого. Из добываемых углеводородов, мы так и не поимели привычку делать , в основном, ничего кроме СО2. Наномозги наших руководителей, без тени сомнения, верят в то, что твитетеры и провайдеры будут с неизменным успехом обеспечивать нам реальную еду, строить дома,шить красивую ожежду и успешно запускать "Булаву", но только все это будет уже называться не реальным миром.

22.11.2010 19:28 Доктор:

Остался Китай. и мы - как его сырьевой придаток.
очень удобно - живи как плантатор - они нас оденут и ОБУЮТ (ох велик и МОГУЧ).

22.11.2010 19:37 Конст:

22.11.2010 11:57 Жоржу Милославскому.
Кентерберийцу, 777.
Обещался дать развёртку по национальной идее. Половина готова. Извините, что ставлю не в тему.
О национальной или общероссийской идее.
Краткое вступление.
После распада СССР умерла и его главенствующая идеология относительно стремления к построению коммунистического общества. В современной России остро ощущается недостаток идеологического императива – к чему стремиться, зачем жить. В статье предпринимается попытка осмысления этой проблемы и предлагается рабочий вариант, как проект, решения этого вопроса. Данная работа планируется к использованию в блоговом варианте, поэтому изложенные мысли будут переданы в максимально сокращённой форме. Логические конструкции – с минимальной доказательной базой. Кроме краткого вступления и поясняющей ретроспективы, вниманию интересующихся предлагается три раздела - по количеству составных частей сущностной основы данной работы: национальной идеи. Конечно, вообще-то этот вопрос (национальная ли идея) – для отдельной дискуссии, но в дальнейшем, для краткости, именоваться она будет именно так.
Ретроспектива и текущие реалии.
Чтобы понять и правильно определить методологию решения такой задачи, необходимо взглянуть на ретроспективу развития темы, применительно к нашей стране. Разнообразные идеологические лозунги и воззрения, начиная с древних времён, логически собрались воедино и откристаллизовались в знаменитое «За веру, царя и отечество!». Действительно, в этом лозунге неплохо отражена национальная идея того времени. Постоянная борьба за православие (против католицизма и мусульманства) являлась борьбой за идентичность титульной народности этой территории. Отсюда – «За веру!». Другая часть – «За отечество!» - отражала борьбу за физическое существование. Последняя часть лозунга – «За царя!» - связывала народ воедино мобилизационно, с прямым указанием на основную точку надежды и (в этом смысле) главную ценность. Можно спорить о верности этих ориентиров, но логическая конструкция была, безусловно, верна для тех времён. Позднее, в начале советской власти, указующих целей было много: «Даёшь мировую революцию!», «Даёшь индустриализацию!» и прочее. В брежневские годы большого разнообразия не прибавилось: «Вперёд, к победе коммунизма!», «Слава КПСС!» и т.д. Все эти максимы были частностями и не давали цельного и убедительного представления о ценностях высшего порядка, которые близки и понятны людям. Во время Великой Отечественной войны родился по-настоящему сильный лозунг, принятый народом на вооружение – «За Родину, за Сталина!». Если сравнить с триадой «За веру, царя и отечество!», то хорошо видно, что «Отечество» заменило более современное понятие «Родина». Веру и царя заменил собою один Сталин, ему нравилась идея соединить в себе и физический кумир и идеологический (или религиозный) в неразделимый тандем. И, опять-таки, логическая конструкция была ухвачена правильно. Современные лозунги – «За перестройку и гласность!», «За модернизацию!» - повторяют ошибки революционных и брежневских лет. Они не могут быть выразителями национальной идеи. Не потому, что неверны, а потому, что являются частностями и не дают целеуказания в какой-либо исторической перспективе. Что могло бы служить, хотя бы отправной точкой, для суждений о национальной идее на современном этапе. Для того чтобы понять это, надо взглянуть вперёд, на прогнозируемую историческую перспективу, определить ценностные приоритеты и понять своё место и историческое предназначение в этом мире. Об этом – далее.
Первая часть суждений о национальной идее.
Безусловно, национальная идея не может быть слишком громоздкой или, наоборот, слишком упрощённой. Она должна быть формулически краткой, но ёмкой. Она должна вобрать в себя идентификационную специфику существования, метод осуществления движения к главным целям и собственно цели. Патриотичность, нравственность и прочие критерии цели определяются каждым автором (обществом, нацией, страной) в соответствии со своим мировоззрением. Потому, видимо, следует выбрать исторически проверенную триадную формулу для лозунга, выражающего национальную идею.
Каково же всё-таки сущностное наполнение и с чего начать развитие первой части? Со специфики титульной нации, определяющей основной вектор развития страны. Ни для кого не секрет, что русские самая восточная нация в европейском (ибо этнически они именно европейцы) сообществе народов. С другой стороны, это самая первая западная евронация для азиатских народов, имеющих монглоидные корни происхождения. Иными словами, русские – это пограничная нация, имеющая все черты и свойства как европейцев, так и азиатов. Не зря гербом российской империи был двуглавый орёл, смотрящий в обе стороны, на запад и на восток. Ещё более усугубилась эта ситуация тем, что, в процессе исторического развития, россы перешли через Урал и образовали государство (близкое к современным границам) аж до Берингова пролива. Безусловно, мы абсолютно евразийская страна, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И геополитическими, и экономическими, и социально-культурными. Какой из этого следует вывод? Да он очевиден – мы транзитёры ресурсов, товаров, идей. Мы примерители и сглаживатели противоречий. Мы, если хотим мирно развиваться, должны быть сильны, гибки и лояльны ко всему лучшему, что есть у других и чего нам пока что не хватает. Годимся ли мы на эту роль? Годимся: у нас имеется мощный (сравнительно со многими другими) военный потенциал, не самая слабая в мире экономика и, главное, мы имеем богатейшие научно-культурные традиции и наработки. Российское государство исторически всегда отличалось высоким уровнем толерантности по отношению к другим народам и верностью союзническому долгу, зачастую в ущерб своим интересам. Конечно, можно привести и другие примеры, но, всё же, это будет как раз тот случай, когда исключения подтверждают правило. В доказательную базу углубляться не будем по причине краткости данного изложения. Каков же итог первой части? Россия – объединитель, это и есть первая неотъемлемая часть её исторической миссии. Следовательно, подразумевая что объединяем всё лучшее на востоке и на западе, безусловно, на абсолютно добровольной основе, провозгласим первую часть национальной идеи: «За объединение народов!». И не стоит бояться обвинений в великодержавности, гегемонизме или панславизме. В этом наша историческая миссия, это наша цель и это первая часть нашей национальной идеи. А уж как мы её осуществим и какими методами – зависит во многом от нас самих. Когда – это вопрос исторической перспективы. Важно правильно понять цель, в остальном – жизнь покажет.

Вторую половину дам как только подготовлю. Ориентир - неделя.

23.11.2010 12:54 777:

"Да он очевиден – мы транзитёры ресурсов..."
Считаю справедливым, что лозунг газпрома "Наше дело - Труба" применим ко всей нынешней России!

24.11.2010 06:18 борода:

Русь,Россия никогда не боролась с мусульманством.Неприятие и борьба на религиозном уровне было направлено на католичество и протестантство

23.11.2010 04:37 Вася:

«Для нас — для России — это всего-навсего лимит времени на модернизацию, не столько даже технологическую, а системную.» Где-то я эту песню уже слышал, про системную модернизацию... Кстати в том же исполнении. Ах да, было это лет 20 назад в конце 90-х. Тогда системную модернизацию возглавил Гайдар и Ко. Жаль помер. Впрочем, ещё жив и сравнительно молод «киндер-сюрприз» - тоже отличился, правда в части финансовой модернизации. Результаты прошедших модернизаций страна оценила, чувствует и готовиться к новым…! Какое поле деятельности для свежего поколения модернизаторов! На смену старым скоробогатеям (съедут на отдых в страны с более благоприятным климатом) придут новые и всё пойдёт по тому же кругу и с тем же результатом.

23.11.2010 10:32 А.Отырба:

Если под модернизацией подразумевается не проект «Сколково» а перестройка российской промышленности на новый качественный уровень, то наивно было полагать, что ее можно было осуществить на доходы от экспорта углеродов. По данным полученным экспертами «Деловой России», при этом предстоит создать 38 млн. новых рабочих мест, современная стоимость которых колеблется от 150 000$ до 400 000. Это значить, что если все время реформ цена нефти не опустится ниже 100$ за баррель, Россия заработает не более 12 % от требуемой суммы. Тупик? Вовсе нет. Россия должна научится не только зарабатывать деньги, создаваемые ее эксплуататорами, но и создавать, благо богатств, необходимых для их обеспечения у нее больше, чем у кого бы то ни было. Единственное, что ей необходимо для этого сделать – создать инфраструктуру позволяющую вовлекать эти богатства в экономический оборот. Причем, и методология для этого, уже создана.

23.11.2010 10:41 Провинциал:

"МЫ ВСЕ ЗАСЛАНЦЫ!"Уррра! товарищи! Потечет сланцевое изобилие, не потечет...бедному крестьянину от этого ни холодно ни жарко. Все одно "цапки" от станицы до кремля хуже жить не станут, ну и мы, соответственно. Правда, может, при отсутствие товара на продажу, нас на котлеты для гамбургеров пустят?! Так, для многих, чем так жить...!10 лет сверхизобилия путин благополучно прос..л ,ВСЕ!!! в полном г.не,а ему "все Божья роса" и от власти не отцепится. Так, что лично я, просто мечтаю о том дне, когда, мнгновенно, весь газ и нефть у нас кончатся! Может хоть какой то просвет наступит...

23.11.2010 12:17 вася пупкин:

Боюсь не доживём пока кончится....а хотелось бы посмотреть на их рожи....ну да ничего,скоро ихние зелёные превратятся в фантики,на это тоже стоит посмотреть...думаю совсем скоро.лет 5-7

23.11.2010 12:23 Люси:

Конст"Да он очевиден – мы транзитёры ресурсов, товаров, идей. Мы примерители и сглаживатели противоречий".
Мне кажется что быть ТРУБОЙ – это не может быть национальной ИДЕЕЙ. Третейским СУДЬЕЙ, тоже не получиться, не то образование и ОГРОМНАЯ западная и штатовская ПРАКТИКА, запад нас ЗА ПОЯС заткнет, походя. Ранее была очень МОЩНАЯ ИДЕЯ – построение коммунизма во всем МИРЕ, благодаря продажной партократии и чинушам все про-али, теперь ищем что-то новое ( не найдете ничего достойнее), думаем это общество дураков, должно пройти как мин 2 поколения одурачивания масс, чтобы поверили ВАШИМ тезисам, за ними ничего нет, ради этого не стоит ни жить, ни выкладываться, ни мыслить в этом направлении. Обращение к системной модернизации ВИДИМО относиться к власть имущим, именно хозяева жизни, хозяева средств производства, должны их модернизировать, вкладываться в науку, вкладываться в ОСВОЕНИЕ, вкладываться в модернизацию, НО НАШИ ХОЗЯЕВА могут только: быстро ВОРОВАТЬ, ПОТРЕБЛЯТЬ В ТРИ ГОРЛА, да отправлять свои денежки за рубеж, ( это теперь их ЭЛИТА) ТАМ ВЕДЬ ВСЕ ясно И скорее ВСЕГО НИКТО НИЧЕГО НЕ Отнимет, А У нас – ВСЕ ОЧЕНЬ зыбко. Объективные причины КРИЗИСОВ – это неразрешимое противоречие между трудом и капиталом в НАШЕЙ стране приняло внешний вид ГИПЕРТРОФИРОВАННОГО уродца, эдакий ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФРАНКИНШТЕЙН.
Предприниматель будет всегда стремиться к тому, чтобы платить наемникам как можно меньше зарплаты, а соответственно и налогов государству. В нашей стране модернизация застревает на уровне ПОСТЕПЕННОГО ухудшения качества производимой продукции, затем освоение чуть НОВОЙ, и далее… постепенного ухудшения качества и т.д. НОВЫХ идей хозяева жизни оплачивать не станут, они не хотят оплачивать ДАЖЕ новые средства ПРОИЗВОДСТВА, а это на два порядка дешевле.

23.11.2010 16:45 Aizat:

А кто сказал, что модернизация от нефтяной коньюктуры зависит? Была коньюктура и есть сейчас но модернизацией и не пахнет. Нету на то политической воли, есть только бла-бла-бла.
С другой стороны Сталин модернизацию и без коньюктуры провел.
Вообще говоря, дружба с западом и модернизация - задачи взаимоортогональные. Диалектика диктует необходимость антагонизма для любого развития, а наш ДАМ и его клика жидковаты для антагонизма, мелкие во всех отношениях деятели. Не по сеньке кафтаны носят. Собственно говоря, они даже не понимают в чем суть развития, для них айпад - вершина прогресса.

23.11.2010 17:39 Доктор:

Константину. Я уже писал - кривая роста энергопотребляния и роста онкологии взаимосвязанные величины. как только кривая омоложения данной патологии догонит репродуктивный возраст наступит ...
Нужен парадоксальный (решающий данное противоречие) ход.
Пока выживает наиболее роботоспособная (Спосбная превратить себя в придаток машины) нация. Череда банкротсв в Евро-ЗОНЕ тому подтверждение. Китай решает данное противоречие наиболее продуктивно. (за 4 тыс. летнюю историю он пережил многие взлёты и падения и многому научился).
Нет ответа на Вопрос - Почему наибольший урон несёт именно иудо-христианская цивилизация?
Почему не иудо-мусульманская?
не Буддисткая? Конфуцианская и пр...

23.11.2010 23:51 Дмитрий:

Автор, откуда инфа про 9?

24.11.2010 03:34 кентербериец:

Aziat/Согласен полностью./Люси. поддерживаю./Конст.Если это половина-Пропустили мимо ушей.Только подготавливать людей излишне.Слушатель-читатель уже тот.Нац.идея-в десяти строчках.(где-то так)ИМХО.Вообщем -седьмая вода на киселе.Нет внятности-нет идеи.Мне кажется выход-это в современных условиях-должна быть идея на выживание.То есть консолидацию общества-и его возрождения-создаст только война.Как в Израиле.Все остальное треп.Страшно конечно,но до этого так и будем в медузообразном состоянии.Упаси боже,не призываю,констатирую.Град камней.Пойду в гараж, каску одену.Жду продолжения,с интересом диким. А то что война на горизонте-не паранойя.

24.11.2010 11:06 ЛЮСИ:

"Хрен бы с ними, с биотопливом, электромобилем и прочими извращениями зажравшихся экологистов. Для нас — для России — это всего-навсего лимит времени на модернизацию, не столько даже технологическую, а системную".По моему, если считать системной модернизацией -- модернизацию политической системы развития общества -- то нужно модернизировать политическую систему РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА в первую стадию КОММУНИЗМА. Построение НАНОБУДУЩЕГО, где НАНО—это не только новое и очень маленькое, а НАНО -- это ВЕЧНОЕ. Вечная одежда, вечное авто, вечное жилище, вечная ЕДА, вечная жизнь – это прекрасно посмотрите, что уже сегодня рекламируется и осуществляется по НАНО в инете будете очень удивлены. Такое общество обязательно должно быть построено на основе более гуманных коммунистических идей ( реструктуированных с учетом современности) это то, что надо для нашего государства и всего Мирового сообщества в целом. Для воплощения будут необходимы : ОГРОМНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА (малыши НАНО растут на сегодня очень медленно) затраты в НАНОНАУКУ: инженеры, технологи, физики, химики, биологи и т.д…...
Весь одноразовый МИР к которому МЫ привыкли за это время – исчезнет, при помощи маленьких помощников. Я ЗА, а ВЫ? Старый одноразовый строй будет мешать НАШЕМУ развитию, ПРОСТО ТАК НЕ СДАСТСЯ, готовиться надо к худшему.

24.11.2010 13:19 777:

"НАНО -- это ВЕЧНОЕ" Ничто не вечно под Луной!

24.11.2010 14:42 ЛЮСИ:

О вечности??? Это аллегория, вечная жизнь Россиянину 80-100 лет, это ли не вечность??? Постепенно можно и увеличивать, А???

24.11.2010 16:34 Старик:

1. Дом моего прадеда стоит уже больше 200 лет и безо всяких нанотехнологий. Срублен из лиственницы.

2. Как Вы себе представляете связь между нанотехнологиями и продолжительностью жизни? В данный момент времени это микросхемы и покрытия. Продолжительность жизни зависит от уровня биологических наук (медицина, общая иммунология, микробиология). Развитие направлений которых зависит косвенно от лабораторной базы, но не полностью.

3. Вы явно не застали в полной мере "эпоху развитого социализма" - иначе объяснить идеализацию того времени невозможно. Поняти скрытой безработицы только чего стоит. Абсолютное отсутствие личной заинтересованности в качестве работы, уравниловка на всех уровнях, командный, доходящий до откровенного самодурства, принцип управления в условиях, когда командир - не специалист, но зато "пламенный коммунист" - это я успел застать. Кстати, на Севере очень много памятников "гуманизма" большевиков - одни Соловки чего стоят. И вся тундра в человеческих костях. Лозунги принимать на веру не рекомендую - попытайтесь хоть раз подумать, за счет чего все это может быть выполнено- "каждому по потребностям, от каждого - по способностям" - когда каждый человек получает больше, чем производит - то излишек с неба должен падать? Коммунизм - это доведенная до абсурда утопия.

24.11.2010 21:11 люси:

«Нано. Символ времени
В том, что всем привычный термин «микроэлектроника» вдруг сменился непривычными терминами с приставкой «нано», есть, безусловно, моменты спекуляции, выгоды и пропаганды («Я приставку «нано» стараюсь не употреблять, хотя микроэлектроника давно и безвозвратно углубилась в наноизмерение», — говорит Рубен Сейсян). «Микро» означает микрометр, микрон, одну миллионную часть метра, десять в минус шестой степени; «нано» — в 1000 раз меньше, десять в минус девятой степени (сама эта приставка происходит от греческого слова «nanos», «карлик»). Смысл перехода от «микро» к «нано» — переход на более «мелкий», «наноскопический» уровень.
Но при этом количественном переходе, как учит диалектика Гегеля, может происходить качественное изменение. И если при уменьшении размеров неких «единиц» вещества до величин от 1 до 100 нанометров мы сталкиваемся с эффектами, дающими новое качество вещества, то можно говорить о наноматериалах. Соответственно процессы, которые позволяют, уменьшая размеры до «карликового» нанодиапазона, получать новые качества вещества, называются нанотехнологиями. В целом же новая область знания образовалась как междисциплинарная наука на стыке электроники полупроводниковых гетероструктур, с одной стороны, и материаловедения, понимаемого как синтез новых материалов, с другой. Естественно, с учетом понятий квантовой физики.
Как известно, новизна в науке новейшего времени возникает именно как синтез дисциплин.
Многие идеи, используемые в нанотехнологиях, имеют почтенный возраст. Скажем, любимая Рубеном Сейсяном квазичастица экситон была введена в 1931 году Я. И. Френкелем. Автором идеи перемещения отдельных атомов считают Ричарда Фейнмана и датируют 1959 годом, когда он выступил с публичной лекцией. Впервые термин «нанотехнология» употребил Норио Танигути в 1974 году. Этим термином он назвал производство изделий размером несколько нанометров.»

Практика

---Бикбау М. Я., д-р хим. наук, акад. РАЕН, генеральный директор ОАО «Московский институт материаловедения и эффективных технологий»
НАНО- , МИКРО- И МАКРОКАПСУЛЯЦИЯ — НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ
В статье рассмотрены новые направления получения материалов и изделий, заключающиеся в формировании нано-, микро- или макрооболочек сухих или жидких веществ на дисперсных частичках или зернах различного происхождения с получением новых качеств в композиционных материалах и изделиях. Рассмотрены особенности направленного создания нанокапсул на дисперсиях цемента и пигментов, микрооболочек на частичках минеральных и древесных наполнителей при получении супернаполненных пластмасс, а также создания макрокапсул на поверхности зернистых и щебеночных материалов. Приведены примеры эффективного применения нового подхода для получения высококачественных цементов, оболочковых пигментов, супернаполненных пластмасс, окрашенных декоративных дисперсий и щебня, легких крупнопористых бетонов, дана информация о промышленной реализации новых технологий на предприятиях и стройках.



2009
Исполнитель
Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН,
Новосибирск.
Цель работы
Разработка технологии стекловолокнистых катализаторов.
Описание проекта
Сфера применения стекловолокнистых катализаторов: очист-
ка отходящих газов промышленных предприятий, выхлопных
газов автомобилей и энергоустановок от СО, NOx, органи-
ческих соединений, утилизация хлорорганических отходов,
окисление диоксида серы, очистка олефинов и диолефинов
от примесей ацетиленов.
Особенности и преимущества
• в качестве носителя используется стекловолокнистый
материал;
• высокая каталитическая активность;
• стойкость к каталитическим ядам и агрессивным средам;
• высокая прочность;
• малое гидравлическое сопротивление;
• возможность формирования слоев катализаторов любой
формы;
• малое содержание благородных металлов (0.01–0.05 %
вес);
• активный компонент (Pt, Pd и др.) стабилизирован в объе-
ме стеклянных волокон в нанодисперсной форме (< 1 нм).
И т.д.
очень жаль, что не нашла фильма о строительстве домов- сотов в Японии.

25.11.2010 11:47 Старик:

Такие катализаторы для выпускаемых изделий на заводе делают с 1986. Только волокно (или, если засыпной - шарики) - не из стекла - уж слишком оно легкоплавкое. Каталитический слой - сетка атомов.

Обычная тонкопленочная технология. Прошлый век.

24.11.2010 17:49 Доктор:

Старику. Продолжительность жизни зависит не от ДОКТОРОВ (эксперты больше 10% не дают) а от естественности её протекания. (Если жизнь - функция, то она не должна заходить за область данной функцией ей определённой).
Жизнь начинается с зачатия. так вот от нормальности протекания беременнности - зависит тип нервной системы и шизофреногенность, от нормальности младенчества - зависит возможность развития того. что потом назовётся САМОстоятельность (Стоятельность), от наличия в семье сильного и любимого отца (больше половины ныне живущих его не имеют) зависит возможность возникновения феномена зрелости и возможность НЕСЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (нет отца - нет внутренней структуры ДИАЛОГА и несения ОТВЕТА за поступок - МАТЬ ОНА ВСЕБЛАГА И ВСЕПРОЩАЮЩА).

24.11.2010 18:24 Johny Greathand:

Нет, Старик, коммунизм или не коммунизм, но любая идея, включающая в себя принципы контроля ситуации на всех возможных уровнях - это будущее, к этом стремится человек, всегда стараясь управлять всем, что под руку попадется. Хаотичное движение жизни хорошо лишь для поэтов, но им его и выделят в рамках управляемой системы, а не "саморегулирующейся", где якобы все само по себе приходит в норму, выходит к росту и вообще чудесно... именно как "кусок с неба". А тот социализм, который вы видели, лишь первый блин комом, и кстати говоря, в нашей стране он съеден - вкус запомнился, масла для второго уже налито.

24.11.2010 18:30 Johny Greathand:

И, прошу прощения, в довесок, про личную заинтересованность. Честно сказать, уже терпения не хватает выслушивать подобные выводы, постольку поскольку в нашем современном, совершенно безотвественном, а значит либерально-свободном обществе, почему-то личной заинтересованности больше не стало! Об этом можно судь как косвенно, по отсутвию роста основных макро-показателей, так и следуя элементарной логике в ключе простейших наблюдений, которая показывает такую карниту, где работник, имеющий перманентную зарплату в 15 тысяч рублей при постоянном росте цен, плевать хотел на все виды качества на свете, лишь бы эти крохи выплатили. Человек как был винтиком ситсемы, так и остался, но в данном случае винтовка не той системы, и всего-то...

24.11.2010 21:43 Старик:

Да, заинтересованности прибавилось не много, но теперь Вы можете стать, например частным предпринимателем и работать на себя. При комми это было уголовным делом.
Именно при них было распространено массовое воровство - напомню словечко "несуны", причем явно поощряемое государством - уголовная ответственность начиналась с кражи от 50р. Меньше -воруй безнаказанно.

Сейчас не хватает зарплаты (сам подрабатываю) и рост цен при наличии товаров. Я помню очень хорошо время, когда за маслом и колбасой ездили в Москву из-за отсутствия на местах.

Антикоммунистом меня сделала КПСС.

24.11.2010 18:34 Люси:

Старику
1. --И не просто лиственницы, а хорошо (года)вымоченной в воде, тогда простоит тысячелетие и построено без гвоздей (КИЖИ), и хорошие деревянные парусники.
2. --НАНО – это микро мир, даже много меньше, чем микромир, ученый МИР вначале( продолжительно) не признавал существование нанобактерий, теперь пришлось… даже ШТАТЫ поверили, выделили средства на изучение… А лучше посмотрите инет, мне понравилось НАТО при строительстве в ЯПОНИИ, строительные материалы очень легкие, но сверхпрочные ( прочность больше чем прочность суперцемента). Купола для наших церквей возводились бы буквально на глазах (минуты). НАНОкраски – это невидимые беспилотники Израиля. Продолжительность жизни человека зависит ( кроме всего прочего)от содержания его в правильности и чистоте, сегодня лечат не человека, а болезнь, а организм зашлаковывают полностью, до неизлечимого РАКА. Я за лечение всего организма – восточное направление, думаю что применение НАНО ( конечно без профанаций) приведет к лечению организма только водой, но определенной структуризации -- живой водой.
3. --Застала в полной МЕРЕ. Вы знаете почему я голосовала за Ельцина (1-е голосование): а/ не верила Партии О его пьянстве, думала оговаривают честного человека, который к тому же обещал резкое сокращение бюрократии. б/ была молодой дурочкой, считала, что предыдущим поколениям досталось много интересных событий ( где можно было себя показать героически ,патриотом, кому революция?, кому война? А мне все ничего???Тишь ,гладь да божья БЛАГОДАТЬ – Брежневские ВРЕМЕНА застоя очень НАДОЕЛИ, была очень ГЛУПА ( скиньте на возраст), хотелось событий

24.11.2010 21:51 Старик:

Девушка, я был уже инженером, когда внедрялись МИКРОтехнологии, заверяю, что НАНО- это на основе тех самых МИКРО.
Знаком не понаслышке - приходилось много работать в микроэлектронике.
Заверяю Вас (уж поверьте старому инженеру) - Вас обманули. Не имеют они таких волшебных свойств. Фантастика все это. Читать луше специальные издания, а не прессу, где публикуют оконаучные домыслы.

24.11.2010 19:28 Конст:

23.11.2010 12:23 Люси.
1. Благодарю за рецензию.

2. "Мне кажется что быть ТРУБОЙ – это не может быть национальной ИДЕЕЙ. Третейским СУДЬЕЙ, тоже не получиться, не то образование и ОГРОМНАЯ западная и штатовская ПРАКТИКА, запад нас ЗА ПОЯС заткнет, походя.".
Вы, видимо, невнимательно прочитали написанное - ни про третейский суд, ни про трубу там ничего нет. Там вовсе о другом.

3. "Ранее была очень МОЩНАЯ ИДЕЯ – построение коммунизма во всем МИРЕ...".
Боюсь, что Вы никогда не поймёте утопичность этой идеи. Похоже у Вас нет желания понимать, а есть желание пропагандировать то, что Вам нравится на уровне постулата.

4. "...должно пройти как мин 2 поколения одурачивания масс, чтобы поверили ВАШИМ тезисам...".
Извините не понял какие такие МОИ тезисы.

5. "Объективные причины КРИЗИСОВ – это неразрешимое противоречие между трудом и капиталом...".
Противоречие между трудом и капиталом не может быть неразрешимым, ибо тогда общество просто не могло бы существовать. Однако оно, общество, существует очень много лет(в отличие от советской власти) и только продолжает развиваться. Противоречия между трудом и капиталом - есть двигатель развития производственных отношений. Читайте Маркса. Если хотите знать причины текущего кризиса - читайте "Однако".

6. Всё прочее в Вашем, сейчас обсуждаемом, посте - митинговая белиберда.

С уважением, искренно Ваш и прочее.

24.11.2010 20:41 Конст:

23.11.2010 17:39 Доктору.

1. Об онкологии. Вы строите график, где переменная времени очень невелика, у Вас короткая абсцисса. Зависимость функции(по ординате), с течением времени, поменяется. Энергопотребление будет только возрастать, а рост онкологии, как и прочие "радости" вроде СПИДа - всего лишь, регулятор численности популяции.

2. О выживании. Работоспособность - причина важная для успешного развития китайской экономики, но не самая приоритетная. Китай хорош(пока) тем, что делает упор на развитие внутреннего рынка, уходя, таким образом, от проблем глобализации - кризиса платёжеспособности по доллару, кризиса спроса и пр. Китайцы имеют мощный ресурс в виде очень большого объёма внутреннего рынка. У нас этого сейчас нет. Есть надежда на то, что такой ресурс может дать таможенный союз и зона свободной торговли, в рамках некоторой части СНГ. Разумеется, есть и другие факторы, влияющие на самочувствие наше и китайское, но они менее значимы на текущий момент.

3. Об уроне цивилизаций. Здесь важно понимать существование объективных закономерностей, а именно: наличие закона о неравномерности развития государств в исторической перспективе. Всё ещё не раз поменяется, обычное дело. Нам это только не всегда видно потму, что человеческая жизнь коротка. Да и потом - урон ли несут иудо-христиане? Может это необходимое обновление как, например, обновление кожи на теле? Отбросил лишнее после бани - и всё в порядке, лучше дышишь.


24.11.2010 21:56 777:

А чем меряют уровень цивилизаций - плотностью набитого живота или глубиной мыслей? Что выше - обеспеченный неуч или монастырский философ? Что важнее при сравнении цивилизаций - материальное благосостояние или духовное развитие?

24.11.2010 21:11 Конст:

24.11.2010 03:34 кентерберийцу.

1. Не хотел никого готовить, так получилось. Просто соображения имел, но хотел дать по-лучше аргументацию, а готовил её долго. В блоговом варианте, без выделений пробелов и прочего, вникать плоховато - не чувствуешь нюансов. Если хочешь, могу кинуть на эл.почту набор в ворде.

2. Национальная идея(НИ) не может быть длинной и нести конкретную смысловую нагрузку. Иначе её придётся менять каждые 2-3 года, в зависимости от ситуации. Я в первой части дал только один элемент из проекта НИ - "За объединение народов!". Всё остальное - мотивировка.

3. О выживании, это важно, будет второй элемент НИ.

4. "...война на горизонте-не паранойя.", а вероятная перспектива. Вопрос в том - увернёшься ли и как минимизировать потери, если таки влипнешь. Конечно, война сплачивает, но уж больно много минусов. Чревато.

5. Мерси за критику - пригодится.

25.11.2010 00:13 кентербериец:

Конст.1.Рост онкологии,как и прочие "радости"вроде Спида-всего лишь,регулятор численности популяции.А у Тамара Дмитриевна-это наркота.Играем в Солярис-умную планету.Наверное ВВC насмотрелись,как акация повышает уровень тианина ,и слоны дохнут ,чтобы не превратили саванну в пустыню бесконтрольно размножаясь.кстати факт доказанный.Вывод-за уши притянутый.2.Китайский ресурс уже на выдохе.Все преимущество-что пока они до конца используют вдох-нас уже не останется.Совсем."Есть надежда на то что такой ресурс может дать таможенный союз и зона свободной торговли"Каким образом?Если нам ставят препоны,а мы с одержимостью маньяка лезем в ВТО?впору сделать обиженную рожу,и слинять интеллигентно,для собственной выгоды.

Нет,Лобби против.И самое главное-что может предложить Россия партнерам в этих самых рамках таможенного союза?Сырье?Цены диктует внешний рынок,Вы не забыли?Как держим Белоруссию в рамках дружбы,в ущерб России-больше то нам и предложить им нечего.НИЧЕГО не производим!Качаем,пилим,ловим.Нефте-газово-нарко-трафик.Что то понесло меня.Буду признателен за ответ.Пожалуйста.Поясните.

25.11.2010 05:41 Доктор:

Константину. Я говорил о РОБОтизации человека.
Онкология - лишь объективный показатель её успешности.
а В данном случае мы ГОВОРИМ о Этносе. Популяция то сохранится. но Этнос может просто исчезнуть.
ГДЕ. АУ, Латиняне?

25.11.2010 12:42 Провинциал:

"Ты на рыбалку?"-"Нет, я на рыбалку!"-"А! А я думал ты на рыбалку.." Интересня беседа! Аж дух захватывает! Может лучше по заявленной теме: "Нефтянная игла несет неминуемый кирдык нам всем и сланцы это убыстряют!"...Конгресс бл..унов: На 1м месте артисты-музыканты, на 2м-таксисты и на третьем-дальнобойщики. На трибуне проф.й лидер дальнобойщиков: " да мы не такие, мы верные мужья..." Голос из зала: Вот из за таких, как ты 3.14 сов, мы и на последнем месте!"...Так ихочется сказать: "Вот из за таких говорунов о нанотехнологиях мы и в такой зад..це!!!"

25.11.2010 18:25 Конст:

25.11.2010 05:41 Доктору.
Думаю, что РОБОтизация китайцев - это историческая частность. Сильно сказываются буддизм и конфуцианство. Очень скоро Китай сильно поменяется ментально.
История знает много примеров исчезновения этносов. Мы подошли довольно близко к точке невозврата, но, полагаю, ситуацию удастся выправить. Если не будем делать стратегических ошибок.

25.11.2010 19:00 Конст:

25.11.2010 00:13 кентерберийцу.
Вы затрагиваете очень серьёзные вопросы, на них ответить убедительно в 2-х словах невозможно. Постараюсь очень кратко(своё видение).
1. Саморегуляция популяций видов - вещь абсолютно бесспорная на уровне относительно несложных организмов. Чем больше травите саранчу, тем болше она плодится. Подтверждается опытным путём и на крысах. Сами понимаете на людях проверить сложнее, но, скорее всего, в какой-то мере, этот механизм присущ и людям. Наркота - это уже из другой оперы, тут работает воля человека(осознанная или нет - неважно).
2. Китайский ресурс даст им устойчивый рост экономики не менее, чем на 30-40 лет. Анализ с цифрами давался в "Однако". Для нас этот путь невозможен - мы не китайцы.
3. Таможенный союз(ТС) даст возможность оживить экономику путём резкого увеличения товарооборота внутри ТС. Уйдут пошлины, а товары в зоне ТС начнут активно двигаться. Может ли Белоруссия продавать свои товары в Западную Европу - да нет, конечно. А в варианте с ТС легко продаст нам. Обратная связь такая же. Тоже самое и относительно Казахстана. Нужна бы ещё Украина. И вовсе не ради "славанского братства", а чисто по экономическим соображениям. Будет и спрос и предложение. Конечно, будет не всё так гладко, как на бумаге, но дело это нужное.
4. Вступление в ВТО мне кажется ошибкой. Дай Бог, чтобы ошибался я. Боюсь что амеры нас там задушат, слишком сложно перехитрить их на ихнем же поле боя.

26.11.2010 01:23 пудила 77:


Да ладно МНОГОУВАЖАЕМЫЙ Провинциал не кипишуй разве не видишь "заявленные темы" не вписываются в МЕГАТЕЗИСЫ.



Бремя почёта тяжкий крест,
Когда гордыня тянет вверх.
Душой людской,завладевая,
Других с ухмылкой презирая.

Заносчивость во всём непримирима,
Когда расправит спеси крылья.
В высокомерии паршивом
Собой смешна,невыносима.

Не подойти,не распросить,
Не рассказать, не попросить.
Гордыня, спесь,да всё едино
В своём величии глумливом.

Смотреть на вещи с верху в низ,
Ни в чём себя не устыдить.
Она главенствует над волей
И насмехаться не позволит.

«как Вы посмели предо мною
тягаться глупою башкою».
Я – высота и нет изъяна
Мне ненавистно слово – яма...

Вот так,не смей и подходить,
С гордыней нечего делить.
Убога спесь в величье хама,
Для человека просто драма.

П.Юрий

26.11.2010 02:02 кентербериец:

Эт-т точно.Из-за нас треклятых.Извини Провинциал.что-то торкнуло.Наверное зима наступила...

26.11.2010 11:21 Доктор:

Константину. Механизм исчезновения этносов до банальности прост.
Как только этнос втягивает в свои междусовбойчики женщин фертильного возраста. возникает феномен "тревожная матка".
А уж ТМ завершает начатое возникает шизоидная деградация этноса.
Вначале характерен мощный интеллектуальный взрыв (с шизоидами по креативности не сравнится никто), но далее идёт упадок и разрушение.
Всё это можно проследить (если знаешь . что ищещь) на всех исчезнувших этносах.