Между строк

Эксклюзив / Между строк / Молдова. Окно в Европу 16.08.2010 15 комментариев

Молдова. Окно в Европу

Жара и пожары по-прежнему остаются главной, буквально всеподавляющей темой. Однако тема эта не совсем политическая. Хотя за неимением других многим очень хочется ее политизировать, проще говоря, найти полезного для себя виноватого. На самом деле с поправкой на ветшание техники и частичную утечку авиакеросина тушат, в общем, масштабно и старательно. А страждущим от жары и гари, в общем, стараются как-то помогать с учетом утлых возможностей. Если вынести за скобки отдельные случаи точечного разгильдяйства, в общем, делают что могут и умеют. Тем более что действительно нынешняя жара исторических прецедентов не имеет.

А аспект сугубо политический в нынешней ситуации, безусловно, есть. К примеру, в советское время работала — тоже, конечно, не идеально, но работала — сложная и долгосрочная система торфоразработок и осушения, обводнения и т.д. Это вообще сложный постоянный процесс, включающий в себя в том числе и компромисс между экономикой и экологией. Так вот, с крахом Союза система просто отмерла. Как и многие другие. И на смену им не пришло никаких других систем.
Двадцать лет мы расходовали советские заделы. И вот когда они вышли, обнаружилось, что «новая Россия» стремительно утрачивает сложные умения, знания, технологии, не говоря уже о системах воспроизводства и жизнеобеспечения. Современная российская жизнь все более напоминает собой жизнедеятельность неких племен, поселившихся на остатках рухнувшей цивилизации, вроде гуннов или каких-нибудь современных египтян. Об образовании и здравоохранении мы говорили. Торфяные пожары — это из той же области. Ни в коем случае не хочу сказать, что советская система была чудесной. Достаточно одного маленького недостатка — она рухнула. И не факт, что все, что более или менее работало тогда, можно было сохранить в рамках той системы. Факт — что в рамках нынешней системы воссоздать что-либо сопоставимое по уровню практически невозможно. То есть реактивные попытки заняться чем-нибудь вроде обводнения торфяников или восстановления производства тяжелых транспортных самолетов могут достичь какого-то частичного результата. Но все равно это жалкое подобие прошлого перфекционизма...
Однако главной темой нашего номера, последнего перед летними каникулами, стала Молдавия. Что актуально накануне предстоящих там президентских выборов. Несмотря на то что многим идея воссоединения с Румынией «напоминает обычную болтовню политиков», эта «болтовня» на сегодняшний день гораздо более реальна, чем, к примеру, возвращение России в родное ей и страстно этого добивавшееся Приднестровье. Молдавско-румынско-бессарабско-российский узел — это весьма сложная материя, которой мы коснулись весьма импрессионистски. Так же импрессионистски хотелось бы обратить внимание на следующий пассаж:

«Румыны, встанем в гневе, в чести, в стали,
Соединимся в мыслях, в чувствах, в ратях
На отчий клич: «У нас Дунай украли!
Ворюг коварных уничтожим, Братья!»

Это текст действующего (с 1989 года!) государственного гимна Румынии «Проснись, румын!»... Румыния, она, конечно, не Америка. Однако «кому и кобыла — невеста». Или, выражаясь словами румынского гимна:

«От молний — сдохнуть им! Пускай от молний сдохнут
Все, кто сбежит от места славной битвы!»
 

Автор: Михаил ЛЕОНТЬЕВ, главный редактор

Все материалы нового номера журнала будут доступны на сайте 19 августа

Архив предыдущих номеров журнала "Однако"

Комментарии

16.08.2010 15:11 Александр1943:

Дунай, говорите, украли? Так это наверное Австрию имеют в виду.

16.08.2010 17:08 777:

В Молдавии вроде Днестр течет. Когда речь о ПриДНЕСТРОВЬЕ - причем тут Дунай?

16.08.2010 17:19 Павел 89:

Румыны такая-же надуманая (искуствено созданая) нация как и советская нация или если хотите югославская. Создали её великии Империи для ослабления Османской Империи в даной зоне Европы. Сляван в Молдове столько-же сколько и "Так называемых романских (латинских) национальностей". Просто Молдавская или как они сами себя называют "румынская" элита сознательно стирают из памяти детей их славянские корни. Не секрет что до 19-го века писменость в Валахии и Молдавии основывалась на кирилице и лишь в 19-ом веке после так называемого обьеденнения Валахии и Молдавии по указке третих лиц писменость перешла на латинский алфавит и естествено что пропаганда латинского происхождения данных народов не заставила себя долго ждать.
Я как руский проживающий на територии Молдавии но который был записаан в пспорте как молдованин желал от России одного - более активной деятельности по определению своих прав в данной зоне на основании исторической памяти. Если хотите мы (славяне-русские) живем в этой зоне уже около 1000 лет а Молдавское княжество появилось около 650-700 лет назад. И еще одним потверждением нашего многовекового присутсвия в этой зоне является тот фак что все Молдавские и Валахские правители называли себя славянским терменом Воевода (Господарь) а ни каким там небудь Кесарем.

17.08.2010 08:49 Провинциал:

Долго ждал, когда же на беду пожаров отзовется хоть кто нибудь из именитых политологов! Но им как то все не досуг. И вот свершилось! Пусть мельком, вскользь...А казалось бы уж куда лучше повод для анализа реальных заслуг власти, её возможностей, да и скорбная годовщина СШ ГЭС вопиет!!! Но как говорится, "не дождетесь!" Вчера у Караулова Гудков:"паралич власти" , зам Громова с украденными 2 млрд $ !!! скупает гостиницы в куршавели, Шанцев летает на самолете МЧС в ницу, по местам вся власть на отдыхе и не прерывает его, ни х..не сделано для предотвращения, а у Батьки при превосходящих в 16!!! раз торфяниках все обвожено, перепахано и тд и мелкие очаги тушатся сразу!!! "многим очень хочется ее политизировать," а неужели Вам, ув редактор, не о чем здесь порассуждать?! Те про молдован можно и нужно а про то к чему мы пришли с гениальным тандемом "молчать! пока зубы торчать!" Странно однако...

17.08.2010 11:52 777:

"при превосходящих в 16!!! раз торфяниках" ??? относительно чего счет велся?
Ездили мы тут на рыбалку на Вычегду - от границы Архангельской и Коми - с сотню км по лесным дорогам - ни одной жилой деревни только заболоченные леса да болота. Не хуже сибирских. И дым. Районы с Московскую область с населением 50 тыс. Кому обводнять?

17.08.2010 12:20 Максим (СПб):

Уважаемый Провинциал, с Вами трудно не согласиться. Но в согласии этом нет никакого толка. Тот непреложный факт, что наша власть почти вся гнилая - секрет полишинеля, чего уж об этом говорить. Вот если бы Вы кинули клич на сбор добровольцев и создалии ЧП "Торфозалив" - нашли бы обширные, полагаю, отклики. Понятно, что даже малую толику бывшей мощной системы сегодня воссоздать почти невозможно, но можно попробовать привлечь спонсорские деньги и на них измыслить что-то реально и эффективно работающее...

17.08.2010 13:15 Провинциал:

17.08.2010 11:52 777:

"при превосходящих в 16!!! раз торфяниках" ??? относительно чего счет велся? Я указал, что из передачи Караулова. По всей видимости речь об центральном округе.17.08.2010 12:20 Максим (СПб):Но в согласии этом нет никакого толка. Год со дня ужасной трагедии на СШ ГЭС. Из ящика настойчиво втюхивают мысль о фарсмажоре, а значит об отсутствии виноватых. Премьер, по поводу пажаров и украденной рынды, издевательски ответил: "так было всегда и у других еще хуже" Вот что бы был толк, мне бы хотелось не всенародного обсуждения молдован(хорошо поющей нации), а вслух, широко, без недомолвок попытаться разобраться почему мы все в таком дерь.е?! Почему у нас все горит, падает, взрывается, кто в этом виноват, и как сделать что бы такое не повторялось?!?! Почему острейшая и тяжелейшая проблема засухи не стала предметом обсуждения в СМИ, правительстве?! Где, в конце концов, трах тибидах!!!, объявленная гласность и свобода слова?!?! ...А разговоры про молдован мне напоминают стенания про раков: вчера по 5, но большие, сегодня по три, но маленькие,"-что толку рассуждать о молдованах, американцах, если у себя дома!!! наша власть и мы с нею не можем ни черта сделать и в карманах только дырки?!?!?!...Может менять пора?...

17.08.2010 13:20 Провинциал:

Вдогонку. О спонсорских деньгах: Зам Громова украл(по скромным подсчетам) 2 млрд$!!!!! Явно он там не один такой. Громов же просит на восстановление и все остальное около 1 млрд! Где деньги Зин?! Какие нах спонсоры?!

17.08.2010 16:10 Александр1943:

Караулов обслуживает Лужкова. Если завтра Лужков Вас закажет, то вы запросто 3 млрд украдете со слов Караулова. Хотя дельные передачи у него тоже случаются, но его "базар" надо сильно фильтровать.

18.08.2010 08:46 Провинциал:

Козе понятно! Фильтрую, только сути это не меняет. Вот про неё бы!

18.08.2010 13:45 Быков А.А.:

С Михаилом согласен, что у нас нет государства, а есть племена, которым досталась территория. Покажите хоть одну систему в стране, которая работает. Оборона - нет, Энергетика (СШГЭС, скандал на Волкогоской АЭС..., дефицит мощностей повсеместный) тоже нет, промышленность, эту тему лучше не поднимать, там полный писец (цветмет, машиностроение). ВПК, наука, медицина - это все не работает. А те точки, где есть рост, лишь демонстрируют насколько все отстальное не работает. Этот рост зачастую на советском фундаменте делается отстатками советских кадров...
Чтобы это увидеть досточно взять цифры по РФ скажем по отраслям. И вы все увидете, потом наложите несколько журналов общественно-политических и вам все станет ясно. Пожар лишь демонстрация...
На следующий год будет мокрое лето и мы увидем, что в кнаводенению мы не готовы, к зиме со снегом тоже не готовы. К войне крупной или локальной мы тоже не готовы. Мосты у нас сыпятся, дорог нет. А в целом у нас нет государства. С Михаилом согласен на все 100 в этом тезисе...
Без государства не может быть всего остального, хотите верьте хотите нет...
То о чем говорит Михаил, упоиная СССР - это всего лишь совесткое государство, оно было, у него были недостатки и достоинства, слабые и сильные стороны. Слабые были в системе управления и вопроизводстве элиты.
Вот и все, нам же пытатся объяснить (либералы, демократы, Запад и прочий сор), что нам не нужно государство, пока мы не поймем, что оно нужно, все будет так, как сейчас.

18.08.2010 15:12 Молдаванин:

Дунай при том, что у румын - территориальные претензии к Венгрии, Болгарии, и Украине. Румын все обделили, румыны у всех все хотят отобрать.

18.08.2010 22:52 прохожий:

бедненькие сиротинушки

19.08.2010 19:15 Конст:

18.08.2010 13:45 Быкову А.А.
Помнится Воланд тоже удивлялся:"Что же это у вас за страна такая - чего ни хватишся ничего нет!". Но, в общем-то, и не удивительно - при смоге видимость до 100 метров доходила. Разве углядишь тут страну какую-то?

19.08.2010 21:48 777:

"потому как мне с балкона нет обзора ни хрена"