Между строк
Потеплеет ли инвестиционный климат
России нужны развивающие капиталовложения
2 февраля президент РФ провел совещание по проблемам инвестиций. Приток капиталовложений из-за рубежа снизился в минувшем году на 41%, и иностранцы пока не торопятся увеличивать объем средств, направляемых в Россию. Власти намерены в ближайший год существенно улучшить инвестиционный климат в стране.
КЛИМАТ УХУДШИЛСЯ
Открывая совещание в Кремле, Дмитрий Медведев дал исчерпывающую характеристику сложившегося положения в инвестиционной сфере. В минувшем году общий объем инвестиций в экономику страны сократился на 17% (в реальном исчислении с поправкой на инфляцию). Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВВП России в прошлом году составила 3,6% — снижение приблизительно на один процентный пункт по сравнению с 2008 годом, отметил глава государства.
По мнению большинства экспертов, мировая экономика постепенно и далеко не повсеместно, но все же начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают в этом движении большинство развитых стран. А это значит, что растущие рынки вновь станут привлекательными для иностранных инвесторов. Но не все, а в большей мере те, что смогут обеспечить максимально благоприятные и комфортные условия для работы иностранного капитала. В России же, судя по оценкам как иностранцев, так и президента страны, в этом направлении мало что сделано. Так, согласно результатам совместного исследования Всемирного банка (WB) и Международной финансовой корпорации (IFC), проанализировавших 183 страновые экономики с целью определения наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса в каждой из них, наша страна заняла отнюдь не почетное 120-е место. В докладе, названном Doing Business — 2010: Reforming through Difficult Times («Ведение бизнеса — 2010: проведение реформ в трудные времена»), среди стран, где заниматься бизнесом лучше всего, традиционно выделяются Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг и США. Составители рейтинга отмечают, что Сингапур и Китай относятся к числу стран, где созданы наиболее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, а реформы проводятся неуклонно и последовательно.
Значительно улучшили свой деловой климат страны, некогда входившие в состав СССР. Самое высокое место исследователи отвели Грузии — одиннадцатое, на которое она поднялась с 16-й строчки. Латвия шагнула на 27-ю позицию с 30-й. 38-ю позицию занимает Азербайджан, который сохранил прошлогоднюю позицию (два года назад эта страна стала лидером по реформам, продвинувшись вверх на 64 строки). Киргизия, которая в минувшем году провела семь реформ, поднялась до 41-го места с 80-го, Армения с тремя реформами вышла на 43-е место с 50-го, рейтинг Белоруссии, реализовавшей реформы по шести направлениям, вырос на 24 позиции — до 58-й строчки. Казахстан подрос на одну строку — до 63-го места, а Молдавия — на 14, до 108-го места. Эксперты IFC и WB объясняют такой темп тем, что данным государствам удалось реально упростить и усовершенствовать законодательство во многих сферах, затрагивающих бизнес. Например, серьезно улучшить такие параметры, по которым оценивались страны, как-то: вход и выход из бизнеса; процедура получения лицензий и кредитов; отношение к персоналу; регистрация собственности; защита прав инвесторов; налоговое бремя; внешнеторговые операции и исполнение контрактов.
В IFC и WB отмечают: несмотря на то, что прошедший год (с июня 2008 по май 2009 года) оказался проблемным для ведения бизнеса, он стал рекордным с точки зрения реформ государственных систем нормативно-правового регулирования. Их осуществила 131 страна из 183 — это на 20% больше, чем в прошлом году.
Россия в рейтинге опустилась на 120-е место с прошлогодней 118-й позиции. В последующих комментариях участники исследования отмечали, что за прошедший период в нашей стране не было проведено значительных реформ, облегчающих развитие бизнеса, в отличие от соседей, которые обогнали нас в рейтинге. Дмитрий Медведев также обратил внимание на данную статистику, с горечью констатировав: «В отличие от нас они двигаются вверх. Это тоже повод призадуматься».
Печальную картину инвестиционной ситуации в стране продолжила рисовать министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Она, в частности, подчеркнула, что вопрос улучшения инвестиционного климата является достаточно острым, поскольку мировая экономическая ситуация не позволяет России, если говорить о формировании бюджета, и далее полагаться на нефтегазовые доходы. «Поэтому наряду с этими доходами, если говорить о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость, и нужны инвестиции. При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата», — отметила она. Министр особо подчеркнула, что текущий уровень инвестиций по отношению к ВВП сегодня составляет около 20%, и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно. По ее мнению, данный показатель должен быть на уровне не менее 30%.
Коллега Набиуллиной министр финансов Алексей Кудрин на инвестиционном форуме «Россия 2010» 3 февраля привел цифры, согласно которым в период кризиса ПИИ сократились на 30 млрд долларов. При этом чистый отток капитала составил 52 млрд. Хотя до кризиса, в процентах к ВВП, по иностранным инвестициям мы вышли на уровень Китая, — сказал Кудрин.
Эксперты солидарны с оценками руководства страны. По мнению директора Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок ЗАО «БДО» Елены Матросовой, инвестиционный климат в России далеко не лучший, и это признают как собственные власти, так и международные организации. В рейтингах инвестиционной привлекательности Россия не только занимает позиции в хвосте (ниже 100), но и периодически ухудшает собственное положение. Как отмечает большинство иностранных инвесторов, такая низкая оценка вызвана, прежде всего, бюрократией и коррупцией. В частности, слабая защита прав собственности и возможности отстоять собственную позицию в судебном разбирательстве приводит к нежеланию крупных иностранных инвесторов связываться с проектами в России. Резонансные дела еще более укрепляют их в этом мнении.
А вот что говорит по этому поводу глава Wermuth Asset Management Йохен Вермут, опытный инвестор, долгое время работающий в нашей стране: «Представления о России в десять раз хуже реальности. Однако реальность в десять раз хуже, чем должна была бы быть».
ЧЕГО БОЯТСЯ ИНОСТРАНЦЫ
Действительно, и это ни для кого не секрет, западные СМИ создают во многом далекую от объективности картину деловой жизни в России. Наиболее яркие негативные стереотипы, бытующие в среде западных инвесторов в отношении Российской Федерации, сложились еще в 90-е. Но есть и свежие критические оценки, и, надо сказать, подчас весьма справедливые. Согласно им, в России до сих пор не сформировалось развитое, работоспособное рыночное законодательство и его судебно-правовое обеспечение. Отсутствует эффективный арбитраж, защита прав акционеров и инвесторов, а угроза того, что государство в любой момент поменяет правила игры, найдет предлог и пересмотрит инвестиционные соглашения, очень высока. Крайняя забюрократизированность всех процессов требует порой многомесячного хождения иностранного инвестора по коридорам, встреч и разговоров с руководителями, часто не имеющими полномочий. Согласно укоренившемуся мнению, в России вообще все происходит долго, необоснованно трудно, а практика делегирования полномочий, прямой ответственности за принятие решений до сих пор приживается с трудом. Финансовый рынок все еще достаточно узок, а набор инструментов ограничен. Многие сектора экономики регулируются по крайне запутанным схемам и противоречащим друг другу правовым документам, что создает обширное поле для волевых решений и коррупции со стороны чиновников и руководителей различного ранга. Нет полной финансовой и управленческой прозрачности, причем пример здесь подают госкорпорации. При этом, согласно мнению иностранцев, неоднократно высказывавшемуся на различных форумах, управленческий уровень и корпоративная культура менеджмента российских компаний все еще слабы. В частности, аргументация принятия решений подчас бывает малопонятной иностранному инвестору и крайне персонифицированной с его точки зрения. Российским специалистам остро не хватает знаний о методах финансирования производства и долгосрочного планирования развития объекта управления. Последние годы показали, что в качестве наиболее распространенного способа финансирования избирается долг и нередко именно иностранные заемные средства. При этом мало кто задумывается над тем, чем и как отдавать долги, равно почти никто серьезно не работает над планами на пять — десять лет вперед. Корпоративная структура долгов современной российской экономики — яркое тому подтверждение.
Так, например, самую внушительную часть иностранных инвестиций (78,4% общего объема) составляют так называемые «прочие инвестиции». Под ними Росстат понимает иностранные кредиты, объем которых по итогам первого полугодия 2009 года уменьшился на 26,5%. Драматическое сокращение по итогам полугодия продемонстрировали займы на срок до 180 дней (почти 70% в сравнении с первой половиной 2008 года), тогда как долгосрочные займы сократились только на 17%.
Кризис также показал, что большинство менеджеров отечественных предприятий оказались абсолютно не готовы руководить своими финансово-хозяйственными объектами в экстремальных условиях развития рыночной ситуации. На многих из них возникли хаос и неразбериха. Обострились такие крайне проблемные для иностранного инвестора явления, как желание и попытки обмануть заграничного партнера и решить свои вопросы за его счет, а также коррупция, хищения, вывод активов и бегство отечественного капитала за границу, увод финансовых и материальных потоков в теневой сектор.
В итоге инвесторы по-прежнему не уверены в способности России, по крайней мере в ближайшей перспективе, коренным образом изменить ситуацию и диверсифицировать свою сырьевую экономику в достаточной мере, чтобы соперничать с более передовыми конкурентами из БРИК. Кроме всего прочего, целый ряд инвесторов, в особенности консервативных, опасаются, что рынки, в том числе и российский, рано попрощались с финансовым кризисом.
ВЕРИТЬ В ПОБЕДУ
Несмотря на весьма неприглядную картину с инвестиционным климатом и отношением иностранцев к состоянию и перспективам отечественной экономики, руководство страны оптимизма не теряет. России удалось «избежать панического бегства капитала из страны», подчеркивает президент. По словам Дмитрия Медведева, благодаря антикризисным действиям и ранее принятым решениям, в РФ удалось создать «базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность».
Все познается в сравнении величин, и на общемировом фоне российские показатели не выглядят катастрофично. Это подтверждают данные конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Согласно им, объем прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику по итогам 2009 года снизился на 41,1%. В среднем по миру ПИИ сократились на 38,7%. Лидером падения стала Великобритания, потерявшая 92,7% от объема иностранных инвестиций, зафиксированного в 2008 году. На 57% снизились вложения нерезидентов в экономику США. Приток зарубежных инвестиций в Китай, Индию и Бразилию в 2009 году сократился соответственно на 2,6%, 19% и 49,5%.
Полон оптимизма и министр финансов. По словам Алексея Кудрина, «в ближайшие два-три года мы восстановим прямые иностранные инвестиции до 60—70 млрд долларов». Именно столько ПИИ заходило в Россию в последние докризисные годы. Глава Минфина также сообщил, что, несмотря на трудности, Россия «сохраняется как привлекательная для иностранных инвестиций страна».
И ПРЯНИКОМ, И КНУТОМ
Оптимизм и вера в светлое будущее России как инвестиционно привлекательной державы — это, конечно, хорошо, но ухудшение положения налицо, и исправлять его, как и проводить экономическую модернизацию, необходимо, причем и то, и другое в кратчайшие сроки. В этой связи президент заявил о необходимости разработки мер, направленных на увеличение развивающих инвестиций и качественные изменения в экономике.
11 февраля глава государства дал ряд поручений правительству. Согласно им, в течение февраля — апреля 2010 года, кабинету министров надлежит подготовить изменения в законодательство, предусматривающие комплекс налоговых и иных мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики. В частности, предполагается освободить от налогообложения доходы от прироста капитала, освободить от налога на прибыль организации, работающие в сфере образования и здравоохранения. Кроме того, должен быть выработан эффективный механизм применения налогового законодательства в части учета при исчислении налога на прибыль организаций расходов на НИОКР в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, а также механизм своевременного возмещения НДС при экспорте несырьевой высокотехнологичной продукции и осуществлении капитального строительства объектов.
До 1 марта правительство должно подготовить и внести в Государственную думу законопроект, облегчающий отечественным компаниям и организациям, реализующим инвестиционные, научные и высокотехнологичные проекты на территории РФ, возможность привлекать для своей деятельности зарубежных специалистов. Либерализация миграционного законодательства в данном направлении должна предусмотреть в том числе упрощение порядка выдачи виз и разрешений на работу для данных категорий иностранцев, сокращение сроков рассмотрения документов, увеличение продолжительности их действия до трех лет. Кроме того, согласно законопроекту, должен быть упрощен миграционный учет при перемещениях внутри страны. При работе над документом президент также поручил рассмотреть возможность снять квоты в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов. Согласно поручениям Дмитрия Медведева правительство должно подготовить и ввести облегченный порядок таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичные товары.
В срок до 15 марта кабинету министров необходимо представить предложения о расширении прогнозного плана приватизации на 2010—2011 годы крупными инвестиционно привлекательными компаниями с государственным участием, входящими в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
Поручения президента коснулись также разработки комплекса мер, направленных на сокращение сроков реализации инвестпроектов. Среди них предусматривается ускорение прохождения всех этапов администрирования, в частности связанных с землей, документооборотом, доступом к объектам инфраструктуры и т.д.
Кроме того, Дмитрий Медведев в очередной раз обратил внимание на избыточную активность проверяющих органов, особенно в отношении наиболее успешных предприятий-налогоплательщиков. Президент поручил правительству подготовить предложения по внесению изменений в законодательство в части ужесточения ответственности должностных лиц, препятствующих реализации инвестиционных проектов.
Помимо мер чисто технического характера, президент считает необходимым серьезно подумать и поработать над улучшением инвестиционного имиджа страны в целом. Курировать всю инвестиционную проблематику глава государства поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову, имеющему большой опыт переговоров и работы с иностранцами. Структура взаимоотношений и полномочия по наведению инвестиционного порядка, по словам помощника президента Аркадия Дворковича, будут выглядеть так: «в отдельное направление также выделена работа по поддержке крупных инвестиционных проектов, в том числе иностранных»; «в Минэкономразвития будет создана отдельная специальная структура, которая будет анализировать препятствия, которые мешают инвесторам», «если у министерства не хватит полномочий, уже имеющаяся административная комиссия под руководством Собянина может принимать решения по устранению этих препятствий»; «у Шувалова будут специальные полномочия по отмене при необходимости решений органов, которые препятствуют осуществлению инвестиционных проектов». Дворкович также уточнил, что в случае серьезных проблем иностранные и российские инвесторы могут направлять жалобы напрямую в правительство, и больше никаких специальных ведомств создаваться не будет.
По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, руководимое ею ведомство уже подготовило план мероприятий по улучшению инвестиционной работы в нынешнем году. План, надо сказать, во многом созвучный предложениям президента. В его основу положены семь направлений. Это улучшение административных процедур с выделением приоритетов по строительству производственных объектов, таможенное администрирование при импорте и экспорте высокотехнологичной продукции и снижение отраслевых административных барьеров. Изменения в миграционном режиме, снижение роли государства, оптимизация процедур по доступу инвесторов к инфраструктуре. Проведение налоговой политики, связанной со льготами для модернизации и инноваций, совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики, а также системная работа по улучшению инвестиционного имиджа России. Аркадий Дворкович проинформировал, что «по шести из семи предложенных Минэкономразвития направлений работы будут проведены отдельные совещания в правительстве и приняты конкретные решения». «По седьмому — совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики — совещание проведет президент с участием судебных и правоохранительных органов».
Судя по некоторым высказываниям, власти устали ждать от бизнеса активных вложений в отечественную экономику и решили «напугать» его иностранными инвесторами. «Те, кто не будет заниматься инновациями, инвестициями, те будут терять рыночную долю», так как государство не станет бесконечно защищать отечественных производителей от иностранных конкурентов, сказал, в частности, Аркадий Дворкович.
Если все, или хотя бы почти все из намечающихся преобразований удастся провести, то инвестиционный климат в России, безусловно, станет другим. Насколько он станет лучше, сказать сейчас не берется никто. Можно провести реформы законодательства, создать комиссии, что-то упростить, к чему-то расширить доступ, но изменить многие сложившиеся и крайне глубоко засевшие составляющие российского менталитета (в особенности человека с кабинетом и предпринимателя, сжившегося с мыслью, что законопослушность и доходность — разные вещи), тем более за год, будет, мягко говоря, очень сложно.
Но будем оптимистами. Пусть даже это все получится, и поток иностранных вложений значительно возрастет. Возникает второй вопрос: что это за деньги, куда они пойдут, и так ли уж они нам нужны в этом виде?
НУЖНЫ ЛИ НАМ ТАКИЕ ИНВЕСТИЦИИ?
Президент и премьер-министр подчеркивают, что нам нужны не просто инвестиции как таковые, а те из них, что пойдут в высокотехнологичные сектора, и прежде всего прямые инвестиции, то есть реальные капиталовложения, которые будут направлены на развитие отечественных и получение иностранных технологий и инноваций.
На сегодняшний день структура идущего в Россию иностранного капитала, к сожалению, совсем другая. Основную его часть пока обеспечивают спекулянты. Ключевую роль в некотором увеличении этого притока играет не желание принять деятельное участие в российском промышленно-инвестиционном буме, а быстро и максимально обогатиться, и больше ничего. Основными факторами здесь являются укрепление рубля и подросшие цены на нефть. А спекулятивные деньги биржевых игроков как быстро приходят, так же быстро и уходят. В последнее время на эти деньги скупались акции значительно просевших в период кризиса российских активов. Заместитель директора Института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов говорит: «В развитые экономики закачали много денег для поддержки банковской системы. Однако пошли они не на кредиты, а на скупку подешевевших активов в странах с развивающимися экономиками. Россия оказалась в числе наиболее обесценившихся рынков. Для экономики это, скорее, плохо — приток денег краткосрочный и будет способствовать лишь стагнации промышленности».
Еще одна немаловажная деталь. По словам главы Минэкономразвития, страновая структура иностранных инвестиций показывает, что основной их поставщик — это так называемые офшорные юрисдикции, и среди них около 60% — российские бенефициары.
Теперь вопрос: если эти люди хотели использовать деньги в качестве долгосрочных прямых инвестиций в высокотехнологичное или какое-либо другое производство в России, то зачем вывели их в офшоры? Чтобы теперь снова завести и наконец в него вложить? Конечно, нет. «Долгосрочный капитал в Россию немного шел только в годы «благоденствия», и то преимущественно в виде кредитов западных банков под инвестпрограммы отечественных экспортеров и производителей сырья. Да, действительно, были инвестиции и со стороны компаний реального сектора, однако производства разворачивать никто особо не спешил, как правило, приходили крупные торговые сети», — говорит Елена Матросова. В данный момент в Россию приходит именно спекулятивный капитал, что обусловлено укреплением рубля и впечатляющим ростом фондового рынка, то есть хорошей возможностью заработать, считает эксперт.
Справедливости ради надо сказать, что в высокотехнологичные сектора не хотели инвестировать и раньше, причем не только иностранцы. Так, суммарные инвестиции в экономику страны (как внешние, так и внутренние) за период 2000—2006 гг. выросли более чем в четыре раза. Таких темпов Россия не знала в предыдущие 30 лет. Но наибольший их прирост пришелся на транспорт, связь, строительство и торговлю. Самым слабым прирост оказался в машиностроении и высоких технологиях. Эти производства нуждаются в долгосрочных кредитах, поскольку окупаемость проектов в таких сферах составляет минимум семь — десять лет. А желающих вкладывать длинные деньги в быстрорастущие, но нестабильные рынки мало. На эти рынки в основном идут с целью быстрого обогащения. Как следствие, в подобных инвестициях преобладают короткие деньги, спекулятивный капитал. Отечественные инвесторы примера иностранцам тоже не показывали ранее, не показывают и сейчас. Всем нужна быстрая прибыль, а не долгосрочное развитие.
По-видимому, понимая это, российские власти решили несколько изменить подход и отношение к инвесторам. Их сформулировал Алексей Кудрин: «Мы будем в первую очередь давать «зеленый свет» и всячески содействовать привлечению инвестиций и российских, и иностранных, которые готовы принести новые технологии». При этом Кудрин особо подчеркнул, что «это позиция президента, премьера, правительства».
Однако инвестировать не туда, куда хочется, а туда, куда предлагают, и туда, куда выгодно не только инвестору, но и стране, принимающей инвестиции, охотников пока крайне мало. И дело тут даже не столько в климате, о котором столько говорится, а в прибыли, рисках и нежелании делиться технологиями. Примеров, когда зарубежные инвесторы идут в Россию с передовыми инновациями, создают здесь производства полного цикла, а не цеха по отверточной сборке или отливке титановых деталей для «Боингов», можно пересчитать по пальцам.
Как считает директор отдела сопровождения корпоративных сделок и реструктуризации КPMG в России и СНГ Томас Бек, «в реальном секторе экономики особую привлекательность для иностранных инвесторов имеют богатые природные ресурсы России. В ряде случаев, однако, возможности для иностранного участия ограничиваются законодательно, в частности, законом об иностранных инвестициях в стратегические отрасли». Многих инвесторов привлекает крупный потребительский, а также финансовый рынок России, считает эксперт.
ВСЕ ПОКА БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ
Возможно, при проработке и подготовке мер, долженствующих улучшить инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность нашей страны, необходимо уделить больше внимания именно структуре, назначению и полезности для отечественной экономики привлекаемых зарубежных капиталов, а не их количеству. Ведь даже долгосрочные прямые инвестиции далеко не всегда идут в те отрасли, которые в них кровно нуждаются, и работают на тот результат, который нам нужен.
Вадим БОНДАРЬ
Комментарии
Комментарий удален
Вот тут уж действительно стыдно! Искать так унизительно деньги у вчерашних врагов, как будто сами уже ничего не можем.... уже доходит до того, что приглашают иностранцев сельское хозяйство поднимать! Насколько же уровень доверия собственному населению низок! Мы не Бразилия и не Индия, сможем и без инвестиций всё сделать (в СССР же сами всё поднимали, в куда более "холодных" условиях)...
Полностью согласен с Михаилом. Все ждем, когда геополитические противники нас облагодетельствуют. Не странно ли?
В общем, как один товарищ справедливо написал: все это похоже на «попытки показать высокий стиль плаванья со связанными руками и ногами».
То мы боремся с иностранными инвесторами, то мы жалуемся, что их нет. Как в анекдоте: "Мальчик, ты сам не знаешь, чего хочешь".