Ликбез
Есть ли плюсы?
Марк Александрович: "Уважаемая редакция! У меня следующий вопрос. Знаю, что Минфин предложил поправки в Налоговый кодекс о введении единого налога на недвижимость. Скажите, правильно ли я понимаю, что он призван содрать с граждан побольше денег? Иначе зачем что-то менять, разве сейчас с налогом на недвижимость что-то не так? Насколько я уловил суть, для бабушек, живущих в центре Москвы всю свою жизнь, налог станет непосильным после введения новых правил? Как вообще будут происходить расчеты? И есть ли положительные стороны у этого налога? Какую цель преследовал Минфин, готовя поправки в Налоговый кодекс? Спасибо за ответ".
Анна Левитова, управляющий партнер EVANS, специально для Odnakoj.ru:
"Скажите, правильно ли я понимаю, что он призван содрать с граждан побольше денег? Иначе зачем что-то менять, разве сейчас с налогом на недвижимость что-то не так?
В начале сентября 2010 года Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс о введении единого налога на недвижимость. Из-за непрозрачности рынка оценки недвижимости в России, данный налог в итоге может стать причиной вывода многих дорогих объектов на продажу. Как результат - давление на цены на московском рынке.
Новый налог должен заменить земельный налог и налог на имущество физических лиц и организаций. Минфин предлагает установить минимальную базовую ставку налога в размере 0,1% от стоимости имущества. Ранее обсуждался диапазон от 0,1% до 1%. Налог будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости квартиры, а не по оценке БТИ и приведет к увеличению налоговых платежей для владельцев московских квартир. При этом рыночная стоимость квартиры, на которую будет начисляться налог, напрямую станет зависеть от результатов ее оценки.
На сегодняшний день, в нашей стране оценка недвижимости осуществляется вслепую, реальная стоимость квартиры, по которой была заключена сделка, известна только сторонам сделки. На российском рынке, в отличие от многих западных, нет открытого источника информации, из которого можно было бы получить данные о реальной рыночной цене. Федеральная регистрационная служба, фиксирующая сделки по недвижимости, не раскрывает информацию о сделках, как это делается на многих прозрачных и эффективных рынках других стран.
Даже если шаги к раскрытию информации будут сделаны, вряд ли c большой точностью можно будет определить реальную цену на недвижимость. До сих пор более половины сделок в России осуществляется по номинальной стоимости, когда в договоре купли-продажи указывается сумма в один миллион рублей или, реже, какая-то другая, существенно ниже реальной стоимости.
Сегодня результат оценки недвижимости – это фактически оценка цены предложения. Для определения стоимости квартиры оценщики чаще всего прибегают к сравнительному методу: то есть подбирают в публичных источниках информации («Из рук в руки», WinNer, Nesprosta.ru и других) наиболее подходящие по параметрам объекты (по местонахождению, типу дома, этажности, площади и другим факторам) и выводят среднеарифметическую стоимость квадратного метра. При этом результатами оценки легко манипулировать: если нужно понизить оценочную стоимость объекта, в рекламу дается несколько объявлений с аналогичными параметрами по заниженной цене и, наоборот, если стоимость нужно повысить, объявления даются с завышенной ценой.
До введения нового налога оценка недвижимости в основном делалась по требованию банка для получения ипотечного кредита. Причем покупатель, оплачивающий услуги оценщика, мог сам выбирать компанию-оценщика. При расчете налога рыночную стоимость владелец недвижимости определить не сможет. Непонятно, насколько точно будет определяться рыночная стоимость, каков процесс самой оценки и пересмотра оценочной стоимости, и как часто будет происходить переоценка в связи с изменением рыночной цены. Еще менее понятно, как будет оцениваться недвижимость в небольших городках и деревнях, где сделки с недвижимостью происходят редко и база для формирования «рыночной стоимости» отсутствует.
Чтобы избежать множества проблем, необходимо более точно регламентировать порядок оценки недвижимости и сделать информацию о заключенных сделках открытой.
Насколько я уловил суть, для бабушек, живущих в центре Москвы всю свою жизнь, налог станет непосильным после введения новых правил?
Совершенно верно. Очень высока вероятность того, что нам придется платить налог с цены предложения, то есть с более высокой, чем рыночная стоимость недвижимости. Особенно сильно это может ударить по коренным москвичам, живущим в центральных районах столицы, где стоимость квадратного метра колеблется от $7 000 до $15 000. Содержание такой квартиры будет непосильным для многих нынешних хозяев, получивших квартиры в ходе приватизации или унаследования от своих родственников, и не имеющих достаточных доходов. Высокая цена содержания может заставить таких собственников выставить свои квартиры на продажу, что будет оказывать давление на цены на московском рынке.
Как вообще будут происходить расчеты?
Сейчас налог на недвижимость рассчитывается по стоимости, заявленной в оценке БТИ. То есть он высчитывается исходя из средств, потраченных на строительство объекта и процента износа этого объекта. Чем старше дом, тем ниже налог. Стоимость БТИ – номинальна, она примерно одинакова и в Москве, и в регионах и составляет, как правило, около 200-400 рублей в год. Единственное исключение – дома новой постройки, налог на жилье в таких домах чуть выше, поскольку износ зданий – минимальный. Однако, как правило, хозяевам таких квартир платить его несложно, поскольку они были способны купить эти объекты, а не получили их, к примеру, в наследство. Следовательно, возможность оплачивать более высокий налог у них есть.
По новому же закону налог будет исчисляться исходя из рыночной стоимости, а не номинальной. К примеру, жена академика, став вдовой, унаследовала квартиру на Фрунзенской набережной стоимостью 1 млн долларов. Ее пенсия составляет 4 000 рублей. Но, исходя из рыночной стоимости, она должна будет заплатить налог в размере 0,1% от рыночной стоимости, то есть 1 000 долларов, которой у нее нет.
Также значительный минус оценки состоит в том, что она по новому проекту будет осуществляться не чаще, чем 1 раз в 5 лет. То есть, если квартира была оценена, а через год ее стоимость в 2 раза сократилась, налог вы будете платить все равно исходя из изначально заявленной рыночной стоимости. И в России, в отличие от многих западных стран нет специальной организации, куда человек может обратиться с апелляцией и обжаловать некорректную оценку.
И есть ли положительные стороны у этого налога? Какую цель преследовал Минфин, готовя поправки в Налоговый кодекс?
Единственная положительная сторона нововведения, которую я вижу, - пополнение государственной казны. Минфин преследует цель собрать с граждан как можно больше денег. В меньшей степени от нового законопроекта пострадают жители глухих регионов, где рынка купли-продажи как такового нет, где сделки происходят и фиксируются ФРС раз в полгода и рыночная стоимость объектов невысока. А вот населению больших городов придется сложнее. Думаю, государство должно более серьезно подойти к рассмотрению нового налога, сделать более прозрачной систему рыночной оценки, индивидуально рассчитывать налог для тех, кто не в состоянии платить большие деньги, создать специальные органы, куда бы могли обратиться граждане с апелляцией".
фото: www.regionsamara.ru
Комментарии
Марк Александрович, ну неужели вы думали, перед вами отчитаются, когда захотят содрать денег?
Просто у людей хотят отнять последнее.Выселят стариков и вдов академиков в коммуналки и хрущёвки,а на Фрунзенской набережной поселятся простые россияне,депутаты,министры,бандиты,правильные пацаны,короче.Это они налог на роскошь ввести не могут,всё им что-то мешает,а может боятся.Оно и понятно,себя то жалко.
Вместо того, чтоб изменить схему сбора налога на землю под строительство - что может снизить стоимость жилья при одновременном увеличении сборов в казну (за счет спуска пузырей)- выдумывают только как бы народ обобрать!
<<рынок купли продажи>>-формирует спрос- предложение на рабочую силу и ее стоимость.Именно ее востребованность и размер оплаты-диктуют цену на кв.метр.стоимость его например в ХМАО и ЯНАО,в некоторых регионах Урала сравнима с московскими ценами,странно для эксперта ,не знать этого,так что кого хотят раздеть в Кремле,вместо того чтобы ввести цивилизованный налог на роскошь-массу россиян которые мигрируют на север не от хорошей жизни ,а в целях выживания.Старики да московские вдовы-не есть хорошо,заслужили конечно,спокойную старость,Россию в очередной раз слили,даже не заметив,чего там мелочиться-единственная закавыка-московские бабушки.Вот уж точно-Свой дурак-хуже врага,уж лучше варяга в правительство,Екатерину или Петра,сплошь немцы, а пользы больше.А если все-таки умные,тогда преступники.Третьего не дано.
Стоимость на землю - искусственно раздута благодаря неуклюжему законодательству и абсолютной неразберихе земельных кадастров. Налог начисляется исходя из кадастровой стоимости, а не коммерческой (последняя, будучи заложена в смету строительства доступна при защите цены на готовое жилье). Этот пузырь при желании государства можно сдуть.
Кентерберийцу: Ваша нравственная оценка инициаторов очередного грабежа категории "стариков и московских вдов" на мой взгляд слишком мягка. Эти негодяи (к сожалению более точные определения через модерацию не проходят) ушли не далеко от уголовников, которые ради захвата квартиры готовы на убийство одинокой старухи. Они видят только цену, не замечая того, чьей жизнью заработано. Для них все окружающие ничего не значат - кроме цинизма и равнодушия у них ничего нет. Если у таких нет власти, а есть оружие - "заработок" путем захвата детей в заложники такими особями рассматривается как вполне выгодный. Именно такие ввели мораторий на расстрелы маньяков, педофилов и прочего отребья.
Старику.Я видимо сумбурно выразился,непонятно,поясняю-за этим гоп-стопом правительство увидело ТОЛЬКО проблему московских бабушек,которую они успешно решат при перераспределении этого пирога,так или иначе.Эти поправки опустят на дно пол-России,поймите, это коснется каждого,насколько все серьезно,рынок жилья в той или иной степени присутствует ВЕЗДЕ,Эти метры покупаются длительным процессом,теперь в стоимость оплаты кредита вкладывается сумма бешеного налога,(уже оформленного в собственность жилья)о приобретении нового,так назывемого-доступного жилья можно забыть.Вот вам-стимулирование внутреннего рынка.У нас не Китай,В лессовой норе не проживешь.Выигрывают только московские власти за счет откатов, спекулянты недвижимостью.Да,еще-производители лопат для нор.Надеюсь останется шуткой.На лицо же- сиюминутный интерес определенной узкой группы людей,под покрывалом<<наполнения казны>> все для вашего блага-у вас все отберем-и вам все отдадим.
Да это как раз ясно, как и просвечивающий лозунг Шарикова. Как и то, что исполять его будут наполовину - только "отобрать". Отдавать руки не дойдут.
Я про то, что налоги брать надо не с тех, кто уже живет, а стех, кто наживается на стоимости земли. За то, что пригодные к строительству участки годами "маринуются" при дикой коммерческой цене (и низкой кадастровой). Заставить налогами отказаться от них - и в казну прибыток - и сметные цены на землю упадут. Что отразится и на цене жилья. Но брать с жильцов - только по кадастровой стоимости (минимальной).
И что характерно: никто ни словом не обмолвился о том, КУДА И НА ЧТО уйдут собранные деньги! Государство об этом молчит. А простой обыватель недоумевает: опять платить? За что?! Что изменится-то?! Ничего не изменится. Не будет нового доступного жилья, не будет никаких ремонтов, не будет восстановления теплосетей. Ничего не будет! А бабло с народа сдерут. С***!
Все будет. У некоторых. Но только не у тех с кого деньги соберут.