Эфир с Леонтьевым

Эксклюзив / Эфир с Леонтьевым / Поддержи производителя 03.03.2010 5 комментариев

Поддержи производителя

Код для вставки видео в блог

Михаил Леонтьев отвечает на вопрос посетителя сайта Odnakoj.ru.

Задай свой вопрос

Старик: Уважаемый Михаил, как по-Вашему, почему попытки поддержки производственных предприятий сводятся исключительно к экономическим мерам? Потому, что правительство не умеет или не вообще не видит других способов? Или потому, что нет контакта с опытными производственниками, а нынешние олигархи - в основном экономисты?

Фото: attornej.uaprom.net

Комментарии

03.03.2010 19:27 Леха:

Ну не все так страшно.

04.03.2010 13:07 Михаил:

А когда у нас, собственно, было легко? Или всё строилось легко? или вообще что-либо было легко? Очень сложно в стране с этнической доминантой "Выбора сложнейшего из возможных путей" что-либо соорудить без проседаний, проволочек, осложнений и прочего. Собственно это и называется Самый сложный из возможных путей (не считая тех что наглядно ведут в пропасть)

10.03.2010 11:04 Старик:

На самом деле все не так уж плохо, а гораздо хуже. Я очень надеюсь, что ошибаюсь. Я очень надеюсь, что мои доводы будут опровергнуты.
Несколько социалистическим, на мой взгляд, был не вопрос, а, к сожалению, ответ. А другой ответ не возможен из-за социалистического характера отношений на производстве – хотя вроде бы от социализма и отходим. Опять-таки поддержка производителя сводится к финансированию государством, таможенным барьерам и прочим ЭКОНОМИЧЕСКИМ мерам. А их применение пока кроме общего спада экономики ни к чему не приводит (из-за однобокости мер). Хотя попытки поиска путей подъема экономики страны есть, но все они сводятся к расчетам и ожиданиям подъема цен на нефть. И газ. При этом о каком-то подъеме промышленности ни слова. Весьма знаменательно. Тем более что когда говорили о подъеме производства – эти декларации ничего кроме смеха не вызывали. Все эти программы разрабатывались кем угодно – но не производственниками. Например, во всем мире производство является основным источником средств - только у нас господа олигархи просят льгот и денег на обновление и развитие. Кстати, многие ли из них вышли из тех предприятий, которыми они владеют? Большинство - финансисты, хапнувшие пакеты акций и ни бельмеса не понимающие в организации и потребностях промышленных предприятий. Когда участком, цехом, заводом наконец, руководит человек, не имеющий представления ни о возможностях применяемой технологии, ни об уровне профессионализма людей – сможет ли он только по бухгалтерским бумагам принять адекватные обстановке решения? Не говоря о том, будут ли они оптимальными? И раздаются просьбы – подайте на обновление морально устаревших фондов. Это от владельца таксопарка услышать, что людей он возить не может – ибо «Волги» морально устарели, а на иномарки денег нет! Где еще дотируют промышленность? И обновление – как правило предлагается ПОКУПКА за границей НОВОЙ ДЛЯ НАС технологии. За приличные суммы. С надеждой выйти на рынок с конкурентноспособной продукцией. При этом многие приводят в пример разработанные для российских предприятий автомобили («Жигули» или, например, «Москвич – 2141») - в свое время это, дескать, были отличные машины. Предлагаю сравнить их с теми моделями, какие те же самые фирмы выпускали для себя. У оппонентов, как правило, желание сравнивать отпадает. Почему - то. Но почему у России нет своих новых технологий? Да НЕ ВЫГОДНО РАЗРАБАТЫВАТЬ В РОССИИ ЧТО-ЛИБО НОВОЕ! ЭТО УТВЕРЖДЕНО ЗАКОНОМ! Попытаюсь доказать. Начнем с того, что для того чтоб что-либо произвести – сделать детали, подготовить материалы, собрать, настроить – это самое «что-либо» необходимо сначала рассчитать, начертить конструкторские чертежи и составить технологические карты под имеющееся оборудование, в которых указано, что вот эту детальку будет точить дядя Ваня – токарь, а эту просто отольем из пластика. Все это поручим сделать разработчикам – конструкторам и технологам. Но вот вопрос, а как их заинтересовать в результатах своей работы? Ведь чем тщательнее проработано изделие, тем надежнее, дешевле и красивее оно получится на конвейере. Отвечаю – а никак! Они по всей России на повременной оплате и от результатов труда их зарплата не зависит! И премии – по доброй воле высокого начальника. (Говорят, в России есть места, где разработчики еще помнят слово «премия»). Что получается в результате – видно в любом магазине промтоваров. Даже если изделие имеет мировую новизну – ни изобретатель, ни все, кто помогал ему (в одиночку полный комплект конструкторско-технологической документации не произвести) кроме оклада практически ничего не получат. Точнее – по старому закону об изобретениях – они имели право на какой-то процент от прибыли (именовавшейся «экономическим эффектом»), и то, если изобретение запатентовано. (Нынче этот процент не оговорен, но если кто имел возможность проходить процедуру защиты цен, то есть обоснования сметы собственных затрат перед заказчиком - покупателем услуг и товаров, то тот знает, что при отсутствии современных расценок берутся предыдущие с определенным коэффициентом на инфляцию – в абсолютном выражении, или те же доли - в процентном. Раньше это было 2%). Кстати, патентование ныне денег стоит – без уплаты госпошлины патента не получить. А теперь покажите мне бухгалтера, который показал у нас в стране ненулевую прибыль и не был уволен – я за посмотр такого дива готов деньги заплатить. Соответственно изобретателям гарантирован процент от нуля. Это закон. А если в составе конструкции нет изобретения – то есть никаких имеющих мировую новизну технических решений – можно запатентовать внешний вид, назвав конструкцию промышленным образцом или полезной моделью. Но для этого творение необходимо изготовить – то есть передать результат труда разработчиков изготовителю. Это тоже закон. И надеяться на честное слово изготовителя, так как патентом будет владеть он. В результате семьи господ инженеров будут должны кормиться честными словами – в соответствии с законом с ними делятся тем, что должны по закону – процентами от нуля. А если нет патента – и их не получишь. Конструкторская документация законом об авторских правах не рассматривается. Остальные результаты деятельности разработчиков не является предметами патентования. Это я к тому, что иностранные фирмы, продавая лицензии на свои технологии, патентуют ВСЁ. До последнего чертежа последней гайки, если эта гайка разработана фирмой-продавцом. Точнее – весь пакет документов, куда эти чертежи входят. И в контракте оговаривают процент от дохода (цены) изделия. При этом все участники разработки имеют право на свою ДОЛЮ соответствии с процентом соучастия в работах по созданию) В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ВРЕМЕНИ ВЫПУСКА изделия. По крайней мере, владельцы ключевых мозгов такое оговорить в контрактах могут и оговаривают, и это соответствует тамошним законам. Поэтому и наши башковитые предпочитают работать не на родные фирмы. Не приходилось ли видеть на прилавках «Придумано в России, made in не наше»? Лучшее при этом остается за бугром. Нам – то, что ТАМ морально устарело. Если кто задался вопросом, кому выгодно такое положение дел в России – пусть попробует угадать, кому отстегивают откат за покупку очередной технологии именно у этой фирмы и заодно - сколько отката можно слупить с отечественных инженеров (тех самых, у которых семьи должны честными словами питаться). Изменить такое положение дел казалось бы можно – например пересмотреть законы о патентовании и торговле лицензиями, ввести кредитную систему оплаты - это когда банк через производителя дает льготный кредит конструкторам под будущие отчисления от продаж готовой продукции. Придумали барахло какое-нибудь – снимайте штаны для расчета за кредит, разработали нужную вещь – получите с лихвой. Однако у такого предложения есть и недостатки. Во-первых, куда всех «подснежников» девать? Не хватает квалификации и желания работать – не рискуй под кредит своим нажитым добром. Или, не ровен час, без штанов останешься. Во-вторых, кто при такой системе хозяевам откат отстегнет? Коллектив нищих инженеришек? Но главное – это изменение законодательства. То, что такие понятия как «патент» и «лицензия» являются описаниями интеллектуальной собственности как ТОВАРА, который требует такой же защиты производителя, как например продукция автопрома – для наших законодателей может оказаться откровением. Но производитель в данном случае, в отличие от господ генеральных директоров – это, как правило, рядовые инженеры, у которых никто ничего не спрашивает. Да и поделом им всем – больно умными стали. Не заставлять же наших законодателей ради них пытаться думать? На данный момент таксистом в полтора раза больше получается, чем конструктором первой категории. Судя по доходам - работа в такси требует более высокой квалификации. И это еще только этап РАЗРАБОТКИ ТОВАРНОГО ИЗДЕЛИЯ. Самое начало. Росточек. Даже если удалось пройти этот этап – возникшие проблемы выпуска опытных образцов будут еще только цветочком. Для перечисления этих проблем потребуется довольно много места – а хотелось бы знать возражения на уже изложенное.
А вот когда потребуется организация серийного производства – будет ягодка. С соответствующим ростом проблем и вопросов. То есть то, что подразумевает разработку НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Одним словом - внедрение (такого понятия в других языках нет). Термин очень точен. Внедрить новое на отечественном производстве примерно так же легко, как молотком внедрить гвоздь в кусок базальта. Теоретически можно, изредка бывает и практически что-то внедряется. Обычно из гвоздей.
Что касается контроля за каждым этапом производства – ничего нового, это было еще до так называемой конверсии. Комиссия с представителем заказчика (целым офицером!) по культуре производства ежедневно проверяла состояние на всех рабочих местах («У вас на участке два работника в грязных халатах, и чертежи на одном рабочем месте не в надлежащем состоянии – с вас 10% премии за месяц»). В конверсию на этом контроле и поэтапной приемке сэкономили.
А что насчет конструкторских недоработок «Руслана» и прочего – вряд ли стоит беспокоиться, всё равно скоро дорабатывать будет некому. Во всех ли школах дают все ли предметы? После реформы образования перечень обязательных предметов в школах мягко говоря изменен. Как и зарплата учителей. Экономим. Может быть программа какая-нибудь по предоставлению возможности получения образования талантливым детям есть? Не только для ребятишек-горожан? А когда приходит человек С ДИПЛОМОМ О ВЫСШЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И НЕ ИМЕЮЩИЙ ПОНЯТИЯ О ЛОГАРИФМАХ? У меня есть конкретные примеры. Его на самостоятельную работу прикажете ставить? Или как?

Пожалуй, правы обозреватели – наше дело – труба. С горючим. Очень надеюсь, что ошибаюсь – буду рад опровержениям.

С большой надеждой на возражения.
Старый инженер.

16.03.2010 14:15 новый инженер(?):

наше техническое образование сейчас в такой ж*пе что даже страшно становится... за пять лет обучения не то, что новых приборов в руках подержать не удалось... даже учебников выпущеных после 90-го года и-то в библиотеке университета не нашел... хотя нет... видел парочку на полках... но почитать не пришлось. А уж про зарплаты инженеров вообще молчу... оклад инженера третьей категории - 4500р - в самом крупном проектном институте региона, премии - как повезет... например за февраль этого года моя зарплата составила 7800р (с учетом налогов), для сравнения - год моего обучения в университете обходился в 32000р

сфера моей деятьльности - строительство - проектирование промышленных и гражданских зданий и сооружений

да и еще... когда проектируя жилье ты зарабатываешь в год всего на 2.5 м2 в новостройке (при условии что небудешь ни есть, ни пить и воообще ничего не тратить) это по меньшей мере странно... и очень многое говорит о распределении средств в нашей экономике...

18.03.2010 23:24 Старик:

Соответственно в ИТР отстается тот, кому больше некуда деваться (и не пытайтесь мне доказать, что это самые высококвалифицированные кадры). То-есть и жить приходится в домах, спроектированных профессионалами эдакого уровня.Надеюсь, для всех. Может, когда на головы наших правителей перекрытия полетят - что-нибудь изменится????