Компании и рынки
Связь без любви
«Ростелеком» уходит из-под контроля
В ближайшие несколько лет госкомпания «Ростелеком» начнет широкомасштабное наступление на рынок связи. Однако частные игроки могут не волноваться. Вряд ли в обозримом будущем компания сможет стать влиятельной в своей отрасли. Слишком уже пассивно вели себя акционеры в предыдущие годы.
С назначением новым генеральным директором «Связьинвеста» Вадима Семенова, ранее занимавшего пост вице-президента «Ростелекома» по правовым вопросам и корпоративному развитию, завершился один из самых громких корпоративных скандалов в посткризисной России. Предыдущий генеральный директор «Связьинвеста» господин Юрченко был не согласен с разработанной в недрах «Ростелекома» стратегией развития своей компании. За что и поплатился должностью. Поскольку «Связьинвест» является госкомпанией (75% минус одна акция принадлежит агентству по управлению федеральным имуществом, а остальные 25% плюс одна акция — «Комстар-ОТС»), ее будущее решалось в кабинетах чиновников.
«Вадим Семенов в силу своей близости к президенту станет компромиссной и неприкасаемой фигурой. За Юрченко, который, как предполагалось, пользовался покровительством министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, не осталось сил, которые могли бы его защитить. Он не смог договориться ни с советником президента Леонидом Рейманом, ни с миноритарными акционерами «Ростелекома» из Marshall Capital», — объясняет директор Центра взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.
С точки зрения корпоративного управления, фактически произошел конфликт между руководителями дочерней и материнской компании, который завершился уверенной победой «дочки». Ведь именно в состав «Связьинвеста» входит компания «Ростелеком», предоставляющая главным образом услуги междугородней и международной связи, а также семь межрегиональных компаний связи (МРК). Это «Северо-Западный телеком», «Центртелеком», «ЮТК», «Волгателеком», «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком» и «Дальсвязь». Однако положение «Ростелекома» в холдинге всегда было особенным, даже несмотря на то, что «Связьинвест» владеет примерно одним количеством акций в нем и в МРК (чуть более 50%). «Это не вопрос каких-то официальных договоренностей — речь, скорее, идет о сложившейся практике отношений между менеджментом «Связьинвеста» и менеджментом «Ростелекома», — рассказывает независимый эксперт в области телекоммуникаций Маргарита Зобнина. — Дополнительным фактором, способствовавшим такой неудачной ситуации, стала разница в устойчивости положения между Юрченко и генеральным директором «Ростелекома» Александром Провоторовым».
Хуже не бывает
Неуверенные позиции «Связьинвеста» в споре с собственной «дочкой» были предопределенны еще несколько лет назад, когда в результате приватизации и последующей «национализации» компании была создана достаточно рыхлая и трудно управляемая структура. При этом контролирующая множество неплохих активов. Еще в 1997 году блокирующий пакет акций телекоммуникационного гиганта был продан на залоговом аукционе кипрской компании Mustcom, за которой стояли структуры Владимира Потанина и Джорджа Сороса. Стоимость сделки тогда составила 1,7 млрд долларов. На этом переход компании в частные руки приостановился, и никаких дивидендов ни Сорос, ни Потанин не получили, а стоимость актива после дефолта 1998 года упала. В результате в 2004 году они продали свой пакет американскому финансисту российского происхождения Лео Блаватнику и его партнеру Виктору Вексельбергу за 625 млн долларов. Сорос при этом якобы назвал вложение денег в российскую связь «худшей инвестицией в своей жизни». В 2006 году эти акции за 1,3 млрд долларов выкупил «Комстар-ОТС», входящий в холдинг АФК «Система» Владимира Евтушенкова, имеющий большие интересы на рынке связи и технологий (в состав «Системы» входит еще и крупнейший российский сотовый оператор МТС).
С тех пор судьба «Связьинвеста» стала объектом постоянных споров российских чиновников самого разного ранга. Было создано множество планов по реорганизации предприятия. Планировалось продать компанию с молотка, оставив государству «золотую акцию», продать еще четверть акций другому инвестору, выделить в отдельную структуру «Ростелеком», приватизировав его. Но время шло, а компания оставалась в том же состоянии. В самом «Комстаре» все настойчивее говорили о готовности избавиться от «чемодана без ручки» — так в телекоммуникационных кругах стали называть эти акции. Причем «Комстар» был готов отдать акции «Связьинвеста» государству в обмен на долю компании в «Московской городской телефонной сети», которая на 28% принадлежит «Связьинвесту», а на 69,96% — «Комстару».
Катализатором процессов вокруг «Связьинвеста» стал финансово-экономический кризис, чья горячая фаза пришлась на осень 2008 года. «Комстару» нужно было расплачиваться со Сбербанком за кредит в 25 млрд рублей. Тогда-то и заговорили о возможной продаже акций — для того чтобы покрыть кредит. В итоге решение было найдено: весной 2010 года о приобретении пакета за 26 млрд рублей заявил «Ростелеком». 1 октября 2010 года сделка была закрыта. Как говорится в сообщении «Связьинвеста», деньги, полученные «Комстаром», компания направит Сбербанку на погашение кредита. Тогда и возникло перекрестное владение акциями между «Связьинвестом» и «Ростелекомом». Поскольку параллельно готовилась реорганизация дочки, то получалось, что уже в скором будущем «Связьинвест» и вовсе утрачивал контроль над активом.
Реорганизация, которая пройдет в 2011 году, необходима для устранения конфликта интересов между частями «Связьинвеста» и получения синергетического эффекта, который, как говорится в пояснениях холдинга, эксперты McKinsey & Co. и Roland Berger оценивают примерно в 30 млрд рублей. Результатом слияния, считали в холдинге, станет создание компании с активами в 11,2 млрд долларов — шестой в России по капитализации. Однако одновременно существенно менялся и состав акционеров. После конвертации акций всех дочек «Ростелекома» на долю «Связьинвеста» придется лишь 43,4% акций нового гиганта, правда, еще 7,4% останутся у Ассоциации страхования вкладов (АСВ) и 2,4% — у ВЭБа. Получается, что государственные структуры будут контролировать более 50% акций компании, но позиции еще недавно материнской компании существенно ослабевают. При таком развитии событий переход под контроль менеджеров бывшей дочки кажется вполне логичным и даже справедливым. «Объединение на базе «Ростелекома» — крупнейшей операционной компании «Связьинвеста» — выглядит самым разумным решением, так как уменьшается число компаний, которые надо реорганизовывать. Цена всех активов объединенной компании может колебаться от 15 до 20 млрд долларов», — уверен аналитик ИК «Велес-Капитал» Илья Федотов.
Спящий гигант
Дальнейшее стратегическое развитие «Связьинвеста» важнее кадровых и структурных изменений в компаниях. Сложность управления, непрозрачность некоторых решений, периодические скандалы — все это мешало гиганту развивать новые телекоммуникационные рынки. «Связьинвест — управляющая компания, она не вела операционной деятельности, которая ложилась на плечи его дочерних компаний, соответственно, структура была массивной и малоэффективной. Слишком много ступеней разделяло руководителей и исполнителей», — рассказывает Илья Федотов.
Приватизация компании, о которой много говорили в 1990-х, оказалась невозможной. «Кто приватизирует компанию, которая частично обеспечивает ГАС «Выборы»?» — задавался пару лет назад вопросом в частной беседе с корреспондентом «Однако» один из тогдашних топ-менеджеров «Связьинвеста». Теперь же на рынок выходит новый игрок с серьезным административным и финансовым ресурсом и, что самое главное, зверским аппетитом.
Между тем сегодняшнее состояние активов «Связьинвеста» далеко от идеального. Бизнес региональных «дочек» неоднороден: часть направлений работы компаний убыточна и носит социальный характер — речь идет о телеграфе, проводной радиосвязи, сети таксофонов. Более того, существует определенный разрыв в рентабельности между фиксированной связью и услугами сотовой связи и ШПД. По оценкам Ильи Федотова, доходность фиксированной связи составляет 15—20%, в то время как сотовой и ШПД — около 40%, то есть вдвое больше. Основным источником доходов МРК, таким образом, остаются два направления: услуги ШПД и сотовая связь. Стоит заметить, что МРК аккумулируют значительную долю рынка: по данным агентства AC&M, на июнь 2010 года в десятку крупнейших провайдеров России входят шесть МРК — все, кроме «Дальсвязи», на их долю приходится около 40% рынка. Общее число абонентов МРК, считают эксперты компании, составляет около 5,169 миллиона.
На сотовом рынке дела у «Связьинвеста» обстоят намного хуже. Лишь четыре МРК — «Волгателеком», «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком» и «Дальсвязь» — сохранили собственную сотовую сеть. По данным агентства AC&M, на долю «дочек» «Связьинвеста» по состоянию на август 2010 года в сумме приходится около 14,5 млн абонентов (пятый показатель в России после «большой тройки» и Tele2), что составляет лишь около 7% рынка. Теперь надо правильно распорядиться новыми возможностями. Однако чиновники не могли решить, с какой стороны взяться за это дело. Летом 2009 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев публично пожалел о том, что «Связьинвест» сохранил лишь четыре сотовых актива (на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири и Поволжье) и не исключил возможности создания «четвертого федерального сотового оператора», который контролировался бы государством. Правда, в мае 2010 года от этих планов было решено отказаться в пользу идеи развития 4G — сетей «четвертого поколения» — ведь именно «Ростелекому» принадлежат лицензии на частотный диапазон в 2,3—2,4 Ггерц в 38 регионах страны.
В феврале 2009 года «Ростелеком» обнародовал собственную инвестиционную программу, которая предполагала приобрести 30 телекоммуникационных операторов по всей стране. В компании, правда, признавали лишь интерес к оператору «Скай-Линк», специализирующемуся на передаче данных, но эксперты утверждали, что главным объектом приобретений станут региональные интернет-провайдеры. Правда, теперь в «Ростелекоме» намерены пересмотреть свой план развития. «Сейчас идет разработка стратегии новой компании, все приобретения активов будут осуществляться в соответствии с этой стратегией, очевидно, что цифра 30 не является принципиальной», — говорит представитель «Ростелекома» Иван Ким.
Призрачный лидер
«Связьинвест» уже упустил момент, когда сотовые операторы создали новый мощнейший телекоммуникационный рынок, который по объему средств опережает рынок фиксированной связи. Не было никаких гарантий, что компания также упустит рынок ШПД, который выглядит весьма перспективным, поэтому изменения были необходимы. Действительно, к концу 2010 года, по прогнозам аналитического агентства iKS-Consulting, проникновение широкополосного Интернета в стране составляет всего 30% домохозяйств, то есть рынку еще есть куда развиваться.
В результате на рынке фиксированной связи владельцы «Ростелекома» чувствуют себя наиболее устойчиво — слишком велика доля МРК на нем. Остальные игроки, как правило, специализируются на предоставлении услуг в корпоративном сегменте. Иной выглядит ситуация на рынке сотовой связи. Как уже упоминалось, сейчас «дочки» «Связьинвеста» аккумулируют лишь 7% рынка. Притом что номинальное проникновение сотовой связи в стране составляет 149,1% (по данным AC&M на август 2010 года), то есть рынок вроде бы насыщен. Но «Ростелеком» обладает лицензиями на развертывание сетей «четвертого поколения» в 38 регионах страны и может попытаться использовать свое положение. В частности, на рынке говорят о возможном партнерстве «Ростелекома» с «Мегафоном» при развертывании подобных сетей. Впрочем, вряд ли это радикально изменит ситуацию — «четвертое поколение» будет востребовано в крупных городах среди бизнес-аудитории, где люди привязаны к номерам и вряд ли в массовом порядке станут их менять. С другой стороны, «Ростелеком» как партнер может заработать на увеличении доходов «Мегафона» или любого другого оператора от дополнительных услуг.
На рынке ШПД позиции «Связьинвеста» покрепче. Эксперты iKS-Consulting оценивают долю компании примерно в 37%, по данным AC&M, речь идет примерно о 40% рынка. Однако проникновение Интернета в России существенно ниже, чем в мире. «Связьинвест» намерен расширять свое присутствие на этом рынке. Компания вела переговоры по покупке «Акадо», крупного провайдера ШПД в Москве и Московской области (19% рынка, по данным AC&M на первое полугодие 2010 года) по сложной схеме в общей сложности примерно за 610 млн долларов. Впрочем, эксперты не считают, что это приобретение радикально поможет холдингу. «Компании «Связьинвеста» географически разнесены, синергия возможна только в Москве, при слиянии «Акадо» и «Центрального телеграфа», но это не изменит картины, — считает аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. — Даже создание мощного единого игрока не приведет к увеличению доли. Поскольку рынок растет, конкуренция с другими федеральными игроками тоже ужесточается, такую большую долю компания не удержит, но количество абонентов при этом будет расти».
Получается, что громкий успех новому игроку телекоммуникационного рынка вовсе не гарантирован. «Чтобы новый холдинг стал эффективным, нужен менеджмент, который будет настроен на серьезную работу на благо компании, плюс готовый работать с государством, а таких управленцев на рынке мало, и они нарасхват», — отмечает Маргарита Зобнина. В противном случае позиции нынешнего менеджмента могут со временем ослабнуть. Ведь неясно, удовлетворят ли эти результаты высшее политическое руководство, которое привыкло к тому, что госкорпорации медленно, но верно выходят на лидирующие позиции почти во всех отраслях промышленности и экономики.
Комментарии