Заграница

2011 / #04 (68) / Заграница / Крестоносец Дэйв 23.02.2011 28 комментариев

Крестоносец Дэйв

Некоторые особенности мускулистого либерализма

Вслед за Ангелой Меркель о провале мультикультурного проекта в Европе заговорил Дэвид Камерон. И если в Германии с канцлером все молчаливо согласились, в Соединенном Королевстве заявление премьер-министра вызвало волну возмущения.

Reuters«Мы не можем насильно привить иммигрантам британские ценности, мы должны вдохновлять их своим примером. Не согнуть инородцев в бараний рог, а добиться интеграции замкнутых общин... А интеграция, как известно, — это не улица с односторонним движением». Так рассуждал Дэвид Камерон еще три года назад, будучи лидером оппозиции Ее Величества. Возглавив кабинет министров, он полностью пересмотрел свои взгляды.

Куда дует ветер

На Мюнхенской конференции по безопасности британский лидер призвал своих коллег отказаться от «пассивной терпимости» и перейти к «мускулистому» либерализму. «Европе пора проснуться и увидеть, что происходит вокруг, — заявил он. — Под угрозой не только наши жизни, но и сам наш жизненный уклад». Разрушить этот уклад, по словам премьера, помогают «доморощенные террористы» — исламские радикалы, многие из которых получают деньги из государственной казны и фактически действуют под прикрытием властей, зараженных вирусом мульти-культи.

Возникает вопрос: каким образом политкорректный тори, которого консервативные комментаторы окрестили когда-то «синим лейбористом» превратился вдруг в играющего мускулами исламофоба? В Британии многие называют Камерона Дэйв-хамелеон за поразительную способность менять свою позицию в зависимости от настроения аудитории. Он прекрасно чувствует, куда дует ветер, и его нападки на мусульман доказывают, что в современной Европе политкорректность уже не в моде.
Некоторые эксперты полагают, что всему виной аристократизм британского премьера. «Прямой потомок короля Вильгельма IV, женатый на дочери баронета, «денди из Ноттинг Хилла» (именно в этом аристократическом районе Лондона проживал Дэвид Камерон, до того как перебраться на Даунинг стрит), рано или поздно он должен был бросить вызов «грязным арабам» и «пакам», угрожающим британской идентичности», — пишет The Independent. — Признают ли они универсальные права человека? — вопрошал премьер в Мюнхене. — Верят ли в равенство перед законом? Исповедуют ли демократию? Так и хочется продолжить… Понимают ли они, что такое рыцарское звание? Знают ли правила охоты на лис? Умеют ли играть в гольф и крикет?»

Значительную роль в политической метаморфозе Камерона сыграли консервативные министры и советники. Со времен Гарольда Макмиллана, — отмечает The Sunday Times, — в окружении британского лидера не было такого количества представителей белой кости. Большинство из них, естественно, заражено исламофобией и подталкивает премьера к более жесткой иммиграционной политике». Антиисламскую позицию занимают и британские неоконы-секуляристы вроде министра образования Майкла Гова и министра обороны Лиама Фокса. И, главное, призыв оставить в прошлом политкорректные заблуждения пришелся по душе большинству простых консерваторов. «Всем без исключения тори нравится новый образ Дэйва — крестоносец», — утверждает один из активистов Консервативной партии Тим Монтгомери. А, по словам баронессы Саиды Варси, «исламофобия уже не противоречит бытующему в среднем классе понимаю респектабельности».

Неслучайно речь в Мюнхене называют главным политическим выступлением Камерона с начала премьерства. И многих тори волнует вопрос, не побоится ли их лидер пойти ва-банк, не отступится ли он от своих обещаний? «У молодого премьера, — пишет The Daily Telegraph, — вряд ли хватит решимости развернуть полномасштабные боевые действия. Может быть, он и прекратит финансирование умеренных исламистских организаций, внесенных правительством в черный список, но покусится ли он на религиозные школы? Маловероятно. Ведь это может привести к разрыву с либеральными демократами и навеки закрепить за ним славу шовиниста. Да и как разговоры о том, что исламисты представляют собой угрозу европейскому образу жизни, состыкуются с активной поддержкой вступления исламистской Турции в Евросоюз?»

Политкорректная Британия

Для большинства политологов речь Камерона стала настоящей сенсацией. Когда ту же мысль озвучила Ангела Меркель, многие надеялись, что это лишь временный сбой в политкорректной утопии, которую годами выстраивали европейцы. Но выступление Камерона расставило все точки над i. Если уж идею мульти-культи хоронит лидер страны, которая всегда считалась образцом этнической толерантности, тогда пиши пропало. Несмотря на то что последние полвека немцы никак не могли преодолеть комплекс вины за нацистские преступления, никого почему-то не удивляет, что член правления Бундесбанка социал-демократ Тило Саррацин называет мусульман «тупоголовыми иждивенцами», а его книга «Самоубийство Германии» становится бестселлером и расходится многомиллионным тиражом. В Британии же, которая с имперских времен является мультиэтническим государством, представить, что премьер-министр позволит себе антиисламские выпады, было практически невозможно.

Любопытно, что до 11 сентября понятия «британский мусульманин» вообще не существовало: мигранты делились на выходцев с Ближнего Востока, из Южной Азии и Африки. Но когда среди «воинов джихада» в Афганистане оказались жители Бирмингема, а некоторые исламисты, имеющие британское гражданство, были осуждены за террористическую деятельность в Йемене и Израиле, когда солдат, вернувшихся из Ирака, представители мусульманских общин встречали плакатами «Отправляйтесь в ад, убийцы младенцев», англичане призадумались. Однако отказываться от традиционной политики не спешили. Власти продолжали покровительствовать организациям, пропагандирующим ислам, надеясь, что это позволит им ассимилировать умеренных мусульман. Да и на деятельность радикальных исламистов, по крайней мере до взрывов в Лондоне 2005 года, они смотрели сквозь пальцы. По словам экспертов, это была вполне продуманная тактика, нацеленная на то, чтобы держать радикальные организации под контролем. Считалось, что, если дать им возможность действовать открыто, они всегда будут на виду, Британия же превратится для них в дружественную территорию.

Еще год назад профессор Бирмингемского университета, бывший британский посол в Турции сэр Дэвид Логан отмечал в интервью «Однако», что «англичан не пугает новая иммиграционная волна из мусульманских стран. Скорее, наоборот, они видят в ней возможность обновления». «Чтобы не превратиться в старое белое христианское общество, — говорил он, — Британия должна быть открыта для исламских мигрантов. Они дарят эликсир молодости стареющему королевству. Французы критикуют нас за излишнюю лояльность, утверждая, что в Лондоне и Бирмингеме находят убежище террористы всех мастей. Однако жесткая антиклерикальная политика Франции не для нас. У среднестатистического британца в голове не укладывается, как можно, например, ввести запрет на ношение хиджабов, заставив людей отказаться от собственной идентичности. Мы считаем это типичным проявлением секулярного деспотизма, который зародился в эпоху Французской революции. Англия не переживала революции такого рода и поэтому с большим уважением относится к чужим религиозным ценностям».

Козлы отпущения

«Мускулистый либерализм» Камерона не вписывается в эту стройную концепцию. Многие отмечают, что выступление британского премьера в Мюнхене по странному стечению обстоятельств совпало с антиисламской демонстрацией националистов в Лутоне, небольшом рабочем городке к северу от Лондона. «Премьер заговорил нашими словами, — злорадствовали представители «Лиги английской обороны», организовавшие лутонское шествие. «Монолог британского лидера, — отмечала The Guardian, — произнесенный не где-нибудь, а в Мюнхене, городе, который считается колыбелью нацизма, наводит на очень неприятные мысли. Правительство заигрывает с ультраправыми и делает из мусульман козлов отпущения. И когда неонацисты в следующий раз выйдут на улицы с требованием очистить старую добрую Англию от мусульманских террористов, властям нечего будет им противопоставить, ведь они фактически признали их правоту».

Конечно, оптимисты еще надеются, что британцам удастся на практике опровергнуть теорию Сэмюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций. «Многие английские города — это настоящая мозаика культур, — говорит профессор Бристольского университета Тарик Модуд, — и концепция мульти-культи идеально для них подходит. Такая форма интеграции нужна сейчас как никогда. Если утром вы покупаете яблоки у пакистанца, днем обедаете в турецком ресторане, а вечером возвращаетесь домой, где ваш ребенок играет со своим другом-арабом, бессмысленно говорить о борьбе с исламизацией».

Несмотря на волну возмущения, которая поднялась в британских СМИ, находящиеся сейчас в оппозиции лейбористы побоялись выступить с критикой Камерона. Когда на заседании теневого кабинета речь зашла об антиисламских выпадах премьера, нынешний партийный лидер Эд Миллибэнд заявил: «У нас нет времени обсуждать всякую бессмыслицу». Многие считают, что такой безучастный подход объясняется опасениями лейбористов утратить поддержку белого рабочего класса. Не стоит забывать о знаменитом слогане Гордона Брауна, ставшим чуть ли не единственным содержательным тезисом его премьерства: «Британские рабочие места для британских рабочих».

Раздел Европы

Европейские националисты с ликованием встретили мюнхенскую речь Камерона. «Именно такого рода заявления последние тридцать лет превращали нас в изгоев и маргиналов, — заявила в интервью The Financial Times новоиспеченный лидер французского Народного фронта Марин Ле Пен, — однако теперь политический истеблишмент повторяет наши слова, не опасаясь обвинений в фашизме и ксенофобии».

Угроза исламизации вынуждает многих европейцев вставать под знамена правых радикалов. Под их воздействием правоцентристские партии Европы также вынуждены сдвигаться в сторону традиционализма, беря на вооружение антииммигрантские лозунги. По словам профессора Лондонской школы экономики Майкла Брютера, «правоцентристы становятся политическими двойниками правых радикалов, исполняя роль доктора Джекила при непредсказуемом мистере Хайде».

Политологи сравнивают современную Европу с поздней Римской империей, которую заполонили варвары, не желающие чтить римские традиции. Все чаще можно услышать разговоры о закате Европы, обреченной раствориться в исламской умме. Однако нельзя забывать, что Соединенные Штаты, которые пока еще остаются мировым гегемоном, такой сценарий не устраивает. Как отмечается в исследовании американского центра Stratfor, «не исключено, что со временем Вашингтон и исламисты разделят Старый Свет на сферы влияния. Романоязычная Европа вольется в халифат, а германоязычная останется бастионом атлантизма».

Действительно, обещания Усамы бен Ладена восстановить исламское владычество на Пиренейском полуострове не пустое сотрясание воздуха. Многотысячные демонстрации в Мадриде в поддержку Палестины доказывают, что Испания вполне может попасть в сферу влияния исламистов. Во Франции целые регионы вроде Эльзаса на востоке и Прованса на юге постепенно превращаются в островки Еврабии. Существует также арабский пояс вокруг Парижа. «Мы теряем старую Францию, страну агностиков и рационалистов, — заявил «Однако» профессор Парижского университета Ален Турен, — неслучайно некоторые политологи предсказывают, что Париж станет первой исламской столицей Западной Европы».

И в США политики-реалисты давно уже махнули рукой на романские страны. Гротескный образ Николя Саркози с его преклонением перед Америкой и жесткой антииммигрантской риторикой воспринимается многими как признак агонии в государстве, не способном противостоять исламизации. Единственная надежда США — это рачительная и предприимчивая Северная Европа, которая под руководством Вашингтона может дать отпор исламистам. И заявления Меркель и Камерона многие трактуют как первые выпады в столкновении Америки и ислама.
 

Автор: Александр ТЕРЕНТЬЕВ-мл.

Комментарии

23.02.2011 19:27 Ольга:

Что скажешь? - Рожайте. Не в 38-45, как в деградирующей Европе, а начиная лет эдак с 20. Чтобы были здоровые и могли постоять за себя и свою идентичность.
Лозунг: "Только воспитывающий трех детей смеет называться националистом"
Я не шовинистка и не националистка. Я всех люблю. Но хочу встретить старость в окружении православных. По-моему, я имею на это право.

25.02.2011 13:30 цвыд:

нет.
права регламентируются не гражданами.
будет выгодно - будете окружены ваххабитами.
и наоборот.

24.02.2011 19:54 Диз:

Ольге
Все зависит от того в какой части России вы проживаете!

25.02.2011 04:37 Ольга:

Диз - не могу не согласиться. У нас в Сибири с демографией и заселенностью швах. А вот на Дальнем Востоке вообще катастрофа!

25.02.2011 10:57 Жорж Милославский:

"Только воспитывающий трех детей смеет называться националистом"
+10000000

25.02.2011 11:20 Vladimir:

Европа все сильнее сдвигается вправо. Англия присоединилась к Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Бельгии. Поскольку это произошло серьезно в последнеи 2-3 года, то выглядит вроде неожиданно. Но на самом деле все копилось давно. Популистская политика европейсктх либералов и демократов под давлением правозащитников превысила разумные нормативы и вот результат. Такие настроения будут только нарастать, особенно в связи с событиями в Африке и на Ближнем Востоке. Наплыв в Европу сотен тысяч- миллионов иммигрантов оттуда, при колебаниях евро, при экономических волнениях в Греции, Португалии, Испании - еще больше сдвинет вправо стрелку политического компаса. В России- то же самое из-за наплыва миллионов таджиков, киргизов, узбеков, молдаван. Добавьте сюда 2 млн. грузин, сотни тысям армян. Да и граждане Северного Кавказа очень часто не совсем, мягко говоря, толерантны. Иногда на улицах наших городов женщины испытывают страх в темное время суток. Зачем это надо коренному населению? Контролируемая иммиграция- да, действенный контроль властей - да, но не только силовой. Но и медицинский (мигранты несут серьезные болезни- туберкулез, например), и культурно-языковой и т. д. А ведь это все большие средства, хотя многие россияне живут за чертой бедности...

25.02.2011 13:31 цвыд:

это проблема не таджиков в России, а России в таджикистане.

25.02.2011 13:32 цвыд:

Отличный обзор!
Самое главное вначале - ака пустая популистская риторика от пустого ставленника сша.

25.02.2011 13:55 Мурёнка:

Может быть развал СССР, т.е. отделение Средней Азии и Закавказья от России, и был сделан (вернее, не остановлен) чтобы Россия не была наводнена в много раз превосходящими по численности выходцами из этих регионов.
Сейчас они, по крайней мере, иностранцы и нелегальные мигранты - их можно депортировать, а границы закрыть и сделать жесткий визовый режим.

25.02.2011 14:28 777:

В те времена им смысла ехать в Россию не было - снабжение примерно одинаковое, а урюк в огороде у нас не растет.

25.02.2011 19:23 Мурёнка:

Вот именно - в те времена не было смысла, пока их снабжали лучше, чем в России, как следствие - резко выросла численность населения у них.
В конце 80-х количество детей, пошедших в школу в Средней Азии в ПЯТЬ раз превысило количество детей, пошедших в шлолу в России.
Сейчас бы все они тут были - и в пять раз больше чем русских и все граждане - всё им предоставь.
Мне кажется, просчитали последствия и не стали противодействовать сепаратизму в бывших республиках и относительно спокойному развалу Союза.

26.02.2011 07:48 Старик:

Просчитали, но похоже что не демографические. Не могли комми так считать - для них национальности значения не имеют (это единственный их плюс - если и тут не врут). Судя по резульатам Ельцин просто не стал тратить силы на подавление сепаратизма - вольному воля - а в результате от донорской России при полном экономическом крахе СССР отвалился САМ, ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ балласт аграрных окраин. Правда с издержками в виде промышленной Восточной Украины и нефтяного Азербайджана - но тут и своего пока хватает.

26.02.2011 11:04 Мурёнка:

Мне кажется, просчитали в КГБ - и не стали противодействовать отделению бывш.республик. Без издержек не бывает.

26.02.2011 17:42 Мурёнка:

Ну я о том же и говорю - конечно, сам, по собственному желанию отделился, но до этого же не отделялся - потому что противодействовали. Перестали противодействовать - отвалился сам.
Понятно, что это сложный процесс- борьбы идеологии и национальных интересов. Пока что России удается брать лучшее от идеологии (в данном случае комм.) и не забывать о нац.интересах.

25.02.2011 20:31 Vladimir:

Муренке. Для нас самое печальное, что отделились Украина, Белоруссия и Казахстан. Об этом говорил еще А. Солженицын. Теперь видно, что неплохо, что отделились Таджикистан и Киргизстан, которые в принципе никогда не имели государственности. Теперь, если они и пожелают, их не надо брать в состав России, по крайней мере 25-35 лет. Власти непонятно терпимо относятся к грузинским ворам и в законе, и к барсеточникам. Саакащвили их выдавил, а мы их не депортируем. Есть и другие нацпреступные группировки и непонятна терпимость: то ли через них может работать ФСБ, то ли их крышуют высокие чины МВД за деньги или еще как-то. По большому счету непонятно, как власти обеспечат безопасность на Северном Кавказе при подготовке и проведении Олимпиады а Сочи в 2014г.? В Советское время за месяц или более до Московской Олимпиады 1980г. все воры и бандиты были сначала превентивно предупреждены, потом выселены на 101-й км, а также все антисоциальные элементы. А сейчас к ним добавились террористы и боевики. Пока у властей разных уровней "кишка тонка": много слоблудия и мало дела, верхние чины ФСБ и МВД в основном занимаются своим бизнесом, крышеванием, "неэтичным поведением" (Медведев). Техническая оснащеность спецназа ВВ (практически нет приборов ночного видения, старые БТРы, плохпая радиосвязь, вертолеты не могут летать ночью и т. д.).Их подготовка (по тому что пишут в СМИ) недостаточна, а потери значительны. Про казачество еще Ельцын начал болтать, потом Путин, а сейчась какие-то робкие телодвижения делает Медведев. А ведь в прессе есть разумные предложения. Например, казаки (а не ряженые бывшие менты) на время патрулирования вооружаются и шашками, и карабинами, и милицейскими автоматами (АКСУ). Потом они сдают оружие в спецкомнату поселения под ответственность атамана и старшин. Опасения про конфликты с горскими народами надуманное: 1)в царской РОссии и казаки , и горские народы имели личное оружие, с которым и призывались на войну; 2) не было слышно о каких-то масштабных конфликтах, поскольку стороны представляли к чему это может привести и договаривались, да и власти не дремали. А сейчас власть не имеет внятной национальной политики, всего боится (правозащитников, ПАСЕ, наших либерастов и демокроидов) и в итоге лишь обозначают проблемы.

26.02.2011 07:57 Старик:

У белорусов и казахов хватает ума сохранять производственные связи. К взаимной выгоде.

26.02.2011 11:20 Мурёнка:

Белорусия, Украина и Казахстан - в таможенном союзе никуда не денутся.
Конечно, внутри страны издержки огромные - никто не даст нам гарантии, что в конце концов все будет благополучно. Но ичезновения под демографическим цунами из Азии мы избежали.
Кто-нибудь знает - отменен ли режим приграничной торговли с Китаем?

25.02.2011 21:45 Евгений:

Однобокая статья, повторяющая на разные лады бессмыслицу из многообразных, в основном западных изданий. Представляется, что мультикультуризм - это прежде всего омерзительная надстройка над либерализмом, и направлена она главным образом на уничтожение традиционных европейских ценностей. Не понять и освоить другие культуры, а маргинализовать, унизить, извратить аборигенные. Неудивительно, что европейское культурное поле ничего не может противопоставить мироощущению даже умеренных иммигрантов, не говоря уже об экстремистах (если они там, конечно, есть). Приезжие, в свою очередь, не могут чувствовать ко всей этой помойке ничего кроме отвращения.
Что же предлагается в дальнейшем? Кэмерон: "либерализм с мускулами". Не европеизм с мускулами, не великобританизм с мускулами (тут можно было бы увидеть какой-нибудь рахитичный национализм a la 19 век), а именно либерализм... Что означает - разрушение традиционных ценностей и последних остатков образа человеческого будет проводиться не прикровенно, высокотехнологично, а откровенно, репрессивными методами. Для прикрытия этого лучше всего - напустить дыму, создав образ врага, и искусственно выведенные террористы вкупе с местными нацистами прекрасно могут играть роль жандармов для оккупированного населения.
Всё это, к сожалению, справедливо и для нас. Vladimir: "Теперь видно, что неплохо, что отделились Таджикистан и Киргизстан..." - ага конечно, предки завоевали, а мы молодцы, что успели ноги унести.

26.02.2011 11:12 Мурёнка:

Когда "завоевали" Таджикистан и т.п. - кто же знал, что будет такой демографический перекос - русское население уменьшается, Ср.Азия и Кавказ - демографический взрыв.
А Европа пусть почувствует, что такое следование либеральной ИДЕОЛОГИИ, а то нам спихнули свой марксизм и радовались :)

26.02.2011 20:05 777:

Уже, похоже, чувствуют - слыхал, что большинство поживающих в Германии людей собираются проводить свой отдых дома в Турции.

26.02.2011 06:48 Ольга:

Мурен - а мысль то вполне здравая! Не приходила раньше ко мне в голову (хотя то, что мы их содержали при совке было понятно по тому, как в 90-е у них резко уровень жизни рухнул с "независимостью")

26.02.2011 11:36 Ольга:

Евгений
Для нас вывод должен быть один: надо возвращаться к своей культуре. Причем делать это, не подавляя культуру других. Ох как мне нравятся всякие кружки славянской культуры и исторические реконструкции. И как меня трясет от завываний и выяснений "Европейцы мы или нет". Да пофигу! Мы - русские. Это главное :-)

26.02.2011 20:02 777:

Интересно, а как насчет скифов-азиатов? ("С раскосыми и жадными глазами")?

26.02.2011 21:10 Ольга:

777
Не, это сказки все... мы - славяне ... ремесленики, земледельцы, охотники, ... добрые и великодушные ... работящие и умелые ... плохие воины, но отличные мастера :-)
Даже бога Войны как такового у нас не было, зато богов любви-семьи аж 4!

27.02.2011 08:35 777:

??? Особо - "плохие воины"! Это надо рассказать нашим завоевателям!

Было 3 брата- Скиф, Славен и Росс... - так начинались некоторые былины о происхождении образовавших Киевскую Русь племен. Да и скифской крови (как позже - татарской) в нас хватает. А также варягов и печенегов.

Так что у Блока - не совсем сказка.

Кстати, а Перун и Сварог - они и воинам покровительствовали...

27.02.2011 12:48 Ольга:

777
Сейчас крови разной хватает у всех... так что вопрос русские мы или нет - это вопрос не о генетической, а о культурной принадлежности.
Эх, вспоминать надо славянскую культуру ... еще дорюриковскую. Много в ней хорошего было. А хорошими воинами руссы стали именно после завоевания их викингами (ну не верю я в сказочку "Пригласили на трон" :-) )

27.02.2011 22:52 Vladimir:

25.02.2011 21:45 Евгений:
"Однобокая статья, повторяющая на разные лады бессмыслицу из многообразных, в основном западных изданий". Согласен с оценкой статьи. Но проблема есть: мультикултуризм, или как хотите его называйте, через 30-50 лет грозит разрушить традиционную культуру и неповторимость каждой европейской страны. Хотя она уже разушается изнутри поп-культурой, наркотиками, геями, лесбиянками, "кривозащитниками" и политиканами, которые в угоду голосам избирателей. сворачивают с исторических путей развития своих стран.
26.02.2011 11:12 Мурёнка: Казахстан, Узбекистан, ...- завоевывали ради хлопка, торговли с Востоком и чтобы Англия не влезла в Среднюю Азию к нашей границе (из Индии или Афганистана). Или мы наоборот могли на нее воздействовать. 27.02.2011 12:48 Ольга: 777 "Сейчас крови разной хватает у всех... так что вопрос русские мы или нет - это вопрос не о генетической, а о культурной принадлежности". Согласен, что наша кровь перемешалась и чисто русских по всем корням- не более 40%, но все равно это много. Самые нормальные смеси русских- это со славянами (украинцами, белоруссами, поляками), далее с татарами, народами Сибири, Дальнего Востока и Севера, армянами, грузинами. Хуже с азербайджанцами, представителями Средней Азии и, как ни странно, с евреями. Последние, в первую очередь, смотрят на Израиль, Запад и "бузят". Достаточно вспомнить Ленина, Троцкого, Свердлова,...

28.02.2011 05:17 Ольга:

Владимир
У меня и татарская кровь есть, и тувинская, и украино-белорусская, и даже цыганская ... но все равно русской себя считаю и именно в рамках этой культуры чувствую себя хорошо :-)