От редакции
Может, ну его?
«Флагман российского флота ракетный крейсер «Петр Великий» вошел в опасные воды Аденского залива. Здесь хозяйничают сомалийские пираты...» Это цитата из теленовостей. Далее ведущий уточняет, что флагману пираты не страшны...
Это, как ни странно, имеет отношение к главной сенсации недели — соглашению с Украиной по Черноморскому флоту. Казалось бы, безусловный прорыв! Какие тут могут быть сомнения?! Даже увязка соглашения по флоту с льготной ценой на газ кажется вполне допустимой как материальная гарантия соглашения. Мало ли что в голову придет нашим украинским братьям? А тут газ... На самом деле уступка Януковичу по газу даже и уступкой-то не является, во всяком случае уже в среднесрочной перспективе. Достаточно посмотреть на цены на газ на спотовом рынке. А о неприятных перспективах рынка энергоносителей мы уже писали много. «Газпрому» сейчас даже выгодно, чтобы Украина имела возможность выбирать больше газа, пусть по меньшей цене.
Что касается самого флота. По сути, Янукович сделал для укрепления украинской «незалежности» больше, чем все ющенки вместе взятые. Судьба флота, нависшая угроза над Севастополем, являлась критическим вызовом для украинской государственности. Невозможно представить себе российского президента, принимающего решение о выводе Черноморского флота из Севастополя без боя. Как в широком, так и в прямом смысле этого слова. Этот «бой» мог бы оказаться для самостийной Украины последним. А так можно делать вид, что все в порядке, и наращивать взаимовыгодное сотрудничество.
Для того чтобы Россия в целом и Черноморский ее флот в частности нормально существовали, нужна гарантия того, что флот в Севастополе останется навсегда, вне зависимости от каких-либо соглашений с кем бы то ни было, не говоря уже о ценах на газ. Разговор даже не о том, что нет никаких препятствий, чтобы это соглашение было аннулировано в случае изменения внутренней и внешней конъюнктуры. Просто нельзя бесконечно сублимировать базовые цели и ценности паллиативами. Вот сам Янукович политкорректно отметил, что присутствие российского флота в Черном море он рассматривает как важный элемент будущей системы коллективной европейской безопасности. Безопасности кого и от чего?..
Вернусь, с чего начал: сообщается, что по пути на место учений в Индийском океане флагман российского флота примет участие, совместно с уже находящимся там флагманом ЧФ крейсером «Москва» и БПЛК «Маршал Шапошников», в борьбе с сомалийскими пиратами в рамках международных коллективных сил. Так вот, это крупнейшие надводные корабли, предназначенные для уничтожения атомных подводных лодок и авианосцев потенциального противника. Хотелось бы узнать, во сколько обходится один «пиратодень» в условиях применения таких сил и средств? Не проще ли всем сомалийским пиратам, включая кандидатов и стажеров, выписать пенсии по стандарту бывших президентов США? И не является ли история с пиратами таким же «гмо», как всемирное потепление и свинячий грипп?
И, наконец, главный вопрос: если вам тяжелый ракетный крейсер нужен для борьбы с доходягами на резиновой лодке в рамках концепции коллективной безопасности, может, ну его? И флот, и Севастополь...
Комментарии
Рабочее место боевого корабля - море. А борьба с пиратами - это мимо проходя.
Если рассматривать один только Крым и, тем более, - один Севастополь, то решение это, конечно, же паллиатив. Но сдается мне, что наши Президент и Премьер уже начинают дело возвращения всей Украины. А это, почти совсем другое дело.
А если посмотреть на всю карту региона ? то место нахождение боевых крейсеров может быть не так уж и плохо ? и есть какие то еще стратегические задачи которые окупают нахождение крейсеров в данном регионе. Хотя я конечно утверждать ничего не могу.
При оценке значимости ЧФ необходимо учитывать еще и то, что Турция медленно но верно сближается с Россией. Вчера вот их министр иностранных дел заявил в их парламенте, что в майский визит Д.Медведева в Анкару между РФ и ТР будет учрежден Совет стратегического сотрудничества. Скорее всего будет подписано и соглашение о строительстве Россией первой турецкой АЭС. Мощностью всего 4,8 ГВт и как СП с долей Росатома не менее 51%.
Но вернусь к теме возвращения Окраины. Сколь высока цель возвращения к России всей Окраины говорить не приходится. По этой причине России придется смириться с унитарностью Окраины на ближайшие годы. А торг об условиях ее вступления в ТС Янукович уже начал. Все похоже на то, что США воссоединению этому решили не противодействовать. Вот и ладно!
нет ни какой возможности вернуть Украину в состав обхъеденненного государства. Именно поэтому не взирая на приход к власти Януковича, ускоряются работы по северному и южному потоку. Просто трубопроводы проходящие по территории Украины скоро станут недоступны. Почему? нет не потому что они сильно изношены, а потому что в условиях гражданской войны, не важно какой стадии (активной или вялотекущей). Доводы о экономической целесообразности не будут расматриваться. Кем? да западной украиной же. Они и сейчас в массе своей готьовы помучится ли бы "клятым москалям" хорошо не было. ТО что при этом им самим будет значительно хуже они не понимают. Пока. но и потом они будут искать кому продаться (в виду невозмоности самостоятельного экономического существования западных областей украины с уровнем жини хоть сколько нибудь отличающимся от уровня жизни 19 века), покупатели найдутся. А главное в практически центре европы будет создан изрядный очаг напряженности. Вопрос даже не в Януковиче, а в том сумет ли европейские политики предложить лучщшую цену и условия западнецам чем американцы, Если сумеют то можно надеятся на относительно мирный "развод". Шансов на то что останется единое украинское государство совсем не много. Но при этом радоваться росиянам не с чего. Украина это геополитическая выгода при огромном социальном обременении. Потянем ли?
Вот почему никто не развивал Украинские трубопроводные системы и не собирается этого делать при невозможности контроля важных транзитных участков.
Борьба с "пиратством" чисто политическая акция. Последние корабли советской проектировки и постройки, кстати, совсем, не приспособленные как к погоне за моторными фелюгами, так и для плавания в южных морях, умирают в бесплодной борьбе с "пиратами". Но это происходит потому, что послать, к сожалению больше некого, кораблей способных действовать в океане у нас осталось не более 10-15 единиц. Состояние нашего ВМФ плачевно и вряд ли в ближайшие годы мы сможем изменить что нибудь к лучшему. Кризис во всех высокотехнологичных областях носит системный характер, куда ни плюнь везде провал. Целесообразнее оставшиеся корабли, до ввода в строй новых, беречь и использовать поближе к родным берегам.
Севастополь – чистая политика. Черноморский флот в его нынешнем состоянии никакой боевой ценности не представляет, это флот чисто политический. С Украиной надо дружить и очень крепко и дело тут не в транзите энергоресурсов в Европу. Украина это 50 миллионный большей частью славянский народ, с которым у нас общего гораздо больше, чем с кем- либо еще.
Когда два брата оказались в гуще драки они стали спиной друг к другу и смогли отбиться от наседающих врагов, спина каждого была надежно прикрыта. С Украиной Россия империя, без Украины Россия ничто
Ясен пень,что флот,что армия ,что авиация сегодня в агонии.... если так-же идут дела и у Ядерных сил,(а мне кажется что не лучше) то Рассее -матушке сапсем скоро кирдык...хотя и так уже кирдыкее некуда...
Запад украины (галичину) отдать полякам ,а восток и крым нам.Правда есть узкая полоска земли это закарпатская область ее тоже нужно прихватить(Договор с поляками в самый пик подпишем и нема незалежной украины).Чтобы флот был сильным и современным нужны современные верфи а спрашивается они есть?Если нет надо строить.Лучшей базы чем в крыму (Севостополе ) не придумаешь.
1)Кроме правильной мысли, что в районе Сомали присутствие таких больших кораблей дорого, есть и другие подтексты. В частности, Россия, как Великая морская держава впрошлом и в будущем, вернулась в Мировой океан. И это возвращение надо подтверждать регулярно, пока будут обустраиваться стоянки в Тартусе (Сирия) и Сокотре (Ю.Йемен).
2)Конечно, Россия никогда бы не ушла из Севастополя. Можно было бы обойтись и без войны: повышение оплаты аренды, через пролонгации на 5лет, еще на 5 лет -за счет миллиардных кредитов и любая украинская власть согласилась бы.
Уходить нельзя. Народу, который или забывает, или отрекается от своего славного прошлого, практически не на что морально опереться в трудные времена своей истории. Еще император Александр I, во время Отечественной войны 1812г., в своем манифесте воззвал народ к памяти знаменитых предков: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном - Палицына, в каждом гражданине - Минина ». Это вызвало огромный подъем и пожертвования в разных слоях общества (историк И. Беллярминов). Через 129 лет, в ноябре 1941г., в Великой Отечественной войне другой «император» И. Сталин вынужден был воззвать не к К. Марксу, коммунизму, а к памяти великих предков: «…А. Невского и Д. Донского, К. Минина и Д. Пожарского, М. Кутузова и А. Суворова». Сейчас другие маститые комментаторы, говоря о Севастополе и ЧФ, излагают почти те же тезисы.
*Модест Колеров: «Это был бы уход от сотен тысяч могил предков, отдавших жизнь за страну, которая уже не может защитить эти могилы, уход от критически важного для российского самосознания исторического рубежа, за которым на горизонте уже угрожающе вставало русское Косово - Куликово поле и Сталинград. **Виталий Третьяков: «Утверждение о том, что Черноморский флот – это группа ржавых корыт, от которых нет никакого толка, кажутся очень странными, особенно когда об этом говорят военные эксперты. Даже утлое судёнышко, будучи поставленным в нужную геополитическую точку, начинает играть не только тактическую, но иногда оперативную, а в определённых ситуациях и стратегическую роль. Неслучайно в военно-морских силах есть такая операция, как просто демонстрация флага». Чтобы воссоздать флот нужно 2 вещи: политическая воля и деньги. Первое уже высказано утвердительно. О втором сказано, что в ближайшие 5 лет для ЧФ будет построено 3 корвета или фрегата и 3 неатомные подводные лодки. В принципе, тратя по $1-1,5млрд. в год на строительство новых судов, вполне можно через 15 лет иметь вполне мощный
современный флот. Например: модернизированный крейсер "Москва", вертолетоносец типа "Мистраль", 2 новых эсминца, по 4 новых корвета и фрегата, 8-10 неатомных подводных лодок, 10-15 новых ракетных катеров класса "Торнадо". (Пример Индии, которая интенсивно строит с нуля свой флот, практически подтверждает этот тезис). Боеспособный флот такого состава, без сомнения, достаточен для достижения военного паритета в акватории Черного моря и участия в Средиземноморской эскадре. Для такого флота Севастополь стратегически и практически лучшая база на всем Черном море.
Фельдмаршал Миних, затем князь Потемкин вместе с Суворовым положили более 100000 солдат, чтобы отвоевать Крым сначала у татар а затем у турок. Там были и незначительная часть запорожских казаков. Мне лично жаль этих русских солдат костями которых был усеян Крым. А наш великий государственник ЕБН легко, по-пьянке, распорядился Крымом. Выкупить верфи в Николаеве и Хенсоне, дать работу украинцам и обновить черноморский флот.