С каждым днём увеличивается число частных детских садиков и центров дошкольного образования по различным педагогическим системам. Однако основная работа по развитию малыша лежит на родителях, и помочь им в этом могут родные стены.
Методики раннего развития предлагают не только теоретические исследования и системы упражнений, но и правила обустройства комнаты таким образом, чтобы она способствовала развитию малыша. Встречаются противоположные советы в разных методиках, но в одном согласны все: нет кроваткам и манежам. Ребёнку нужно дать возможность свободно перемещаться по комнате. Здесь можно найти детскую мебель, которая не только безопастна, но и прекрасно впишется в интерьер десткой спальни.
В системе воспитания Марии Монтессори все просторантсво комнаты находится в распоряжении ребёнка. Игрушки находятся в свободном доступе, но в конце дня дети должны положить их на свои места. Также в этой методике в оформлении интерьера в основном применяют яркие контрастные цвета.
Для развития визуального канала на стены прикрепляют чёрно – белые картинки и портреты – они помогают учиться концентрировать взгляд. Также над кроваткой подвешивают лёгкую конструкцию из игрушек, которая постоянно движется из стороны в сторону. Причём, игрушки должны быть разноцветные, яркие и запоминающиеся.
Большинство информации ребёнок получает через тактильные ощущения, поэтому ему дают возможность взаимодействовать с различными поверхностями и фактурами. А чтобы развить слуховые навыки, двухмесячному малышу предлагают погремушки и другие простейшие источники звука.
Методика Глена Домана ставит интеллектуальные способности ребёнка в прямую зависимость от его физического развития. Чуть ли не с первого дня жизни малыш должен ползать, поэтому пол становится наиглавнейшим местом в комнате: на нём можно играть, спать, есть, учиться.
Для обучения ползанию американский врач – физиотерапевт даже разработал специальный трек, который помогает малышу ползти прямо и избавляет его, тем самым, от затрачивания лишних сил и негативных эмоций. Когда ребёнок учится ходить, ему не помогают поддерживаниями, но горизонтально закрепляют лестницу таким образом, чтобы он мог за неё хвататься.
Поскольку Доман разрабатывал свою концепцию для детей с повреждениями мозга, то акцент он ставил, помимо физического развития, на визуальный канал восприятия информации. Известны карточки Домана, которые бывают трёх видов и учат ребёнку разному:
— карточки с изображением предметов закладывают знания об окружающем мире;
— точки от 1 до 20 на карточках знакомят ребёнка с математикой;
— через слова обучают письму.
Нет подтверждений, что следование данной методике даёт преимущество в развитии интеллектуальных способностей здоровых детей, однако доказано, что подобные упражнения тренируют память, что тоже важно.
Любая методика может принести свои положительные плоды, если подходить к ней обдуманно. Главное – создать безопасную среду и приложить свои усилия, ведь ребёнок должен самостоятельно познавать мир вокруг под неустанным контролем родителей, выступающих в качестве наблюдателей и помощников.